Ларс фон Триер. "Антихрист"

Jun 27, 2009 01:08

Хотел было посвятить вечер изготовлению мотиватора "Погладь кота" с питерским манулом, однако вместо этого удовольствия довелось посмотреть очередной фильм Ларса фон Триера - "Антихрист".

Триер - один из моих любимых режиссеров, и, конечно же, я прекрасно представлял, что за фильм иду смотреть. А некоторые - увы - представляли себе слабо, и даже ( Read more... )

Ларс фон Триер, фильм, культурная жизнь

Leave a comment

mikhail_kvakin July 5 2009, 20:00:10 UTC
Мне кажется, что все, конечно, довольно тонко переплетено. Одна из сильных линий, без которой не стоит и начинать, действительно аллюзия на Ницше, но упустить возможность конкретной персонификации Антихриста - пусть намеком - и воздействия на зрителя с этой стороны Триер никак не мог. При этом, Антихрист выступает в двояком смысле - с более традиционной стороны, как нечто демоническое, "плохое", пугающее самого Триера. Персонификация с Хаосом/Природой/эмансипированной Женщиной. О том что в исторической роли Антихриста ему придумалась женщина (как главный противник построенной мужчинами цивилизации) Триер сказал в интервью, и, как я уже писал, последнее t в слове Antichrist в виде зеркальца Венеры не оставляет сомнений в наличии такой персонификации.

С другой стороны Ницше завершает "К генеалогии морали" мечтой о приходе Антихриста - но уже в совсем другом смысле, безо всяких демонических коннотаций, как ~сверхчеловека воли и разума и света, который наконец положит конец гнилостной цивилизации, основанной на грехе, вине, нечистой совести, и власти хитрых и больных над сильными и здоровыми, которую Ницше (и,соответственно, Триер) ассоциирует с иудаистско-христианской религиозной культурой. В этом смысле Антихристом, как будто оказывается в конце сам Мужчина, разум, победивший хаос и безумие.

Что касается надевания ботинок наоборот (такой классической метафоры я не знаю, хотя случаи с левой рукой на месте правой встречаются во всяких демонических ужастиках - у меня поначалу тоже мелькнула такая мысль), то оно обретает смысл в паре с жерновом на ноге мужа - та же идея. Просто сделать так, чтобы у мальчика ножки искривились и он плохо ходил, а мужу для этого ногу продырявить. Безумие эгоизма, эгоизм безумной любви, удержать то, что эгоистично любишь, при себе.

Reply

hiroki_taii July 5 2009, 21:00:21 UTC
>>последнее t в слове Antichrist в виде зеркальца Венеры<<

Скорре тогда уж ☥ - "анх" египетский... ;)
Хотя одно из другого произошло, как я понимаю.

>>Просто сделать так, чтобы у мальчика ножки искривились и он плохо ходил, а мужу для этого ногу продырявить.<<
С жерновом - похоже на правду, а вот насчет "чтобы плохо ходил" - как-то уж очень странно это... Но пока ничего более подходящего предложить не могу. :(

Reply

mikhail_kvakin July 6 2009, 01:16:08 UTC
да, точно, Анх, конечно, не менее на месте. Это я вследствие своей биологической направленности поторопился. Спасибо.

С ножками не я придумал, но, по размышлении, мне показалось, что походит на правду. Вообще же, Триер, мне кажется, головной конструктор и часто намеренно идет на не слишком органичную искусственность эпизода/сюжетного хода, в отличие, скажем, от Антониони или Бергмана, у которых вся символика безукоризненно достоверна и органична.

Reply

hiroki_taii July 6 2009, 18:36:35 UTC
Возможно, Вы правы. Но все-таки я попробую еще поискать что-то про одевание обуви не на ту ногу.

Вот леший, к примеру, одевает лапти не на ту ногу. Но это все-таки славянская мифология. :)

Reply

mikhail_kvakin July 6 2009, 19:25:32 UTC
Спасибо. Найдете - напишите, пожалуйста, интересно! ))

Reply


Leave a comment

Up