Новая демонология

Jan 08, 2024 19:24





Многие наверное слышали об эксперименте, когда крысам вживляли электроды в центр удовольствия мозга, и животные непрерывно давили на кнопку, чтобы испытать бесплатное удовольствие, пока не умирали от истощения и жажды.

Когда я услышал об этом эксперименте и представил себя на месте крысы, я задумался: а смог бы я в такой ситуации отказаться жать на кнопку? И, честно говоря, я совсем не был уверен в ответе. Говоря откровенно, я был в ужасе от подобной перспективы.

Но самый ужас конечно в том, что именно так мы с вами и живём. Чтобы это понять и найти выход из бесконечного цикла искусственного удовольствия ведущего к скорой смерти, нам надо будет зайти с неожиданной стороны.



Биолог эволюционист Ричард Докинз в знаменитой книге “Эгоистичный Ген” ввел понятие мема, или медиавируса, как единицы культурной информации. Медиавирус  ведёт себя подобно гену, единице биологической информации. То есть подвержен естественному отбору, размножению, мутациям и развитию. Средой размножения генетической информации является популяция живых существ. Средой распространения медиавируса является культура.

Примерами мемов которые приводит сам Докинз являются мелодии, устойчивые языковые выражения, мода, технология постройки арочных сводов и т.п. Существуют и комплексные, глобальные мемы, таки как религиозные и политические доктрины. Думаю что образ некоего благополучного или не очень благополучного будущего для конкретного индивида тоже можно воспринять как глобальный мем состоящий из образов считающихся в рамках нашей культуры положительными или отрицательными.

Однако, когда мы как индивиды размышляем о будущем, вспоминаем прошлое или, к примеру, думаем о политике, эти мемы существует не во внешной культуре, а в нашем индивидуальном сознании. И активны они до тех пор, пока мы обращаем на них внимание. Переключая внимание на что-то иное, мы перестаём грезить о прошлом и будущем или думать о политике. Лишенный подпитки вниманием мем деактивируется. Наше внимание это пища для медиавируса.

Но зачем мы их кормим? Что заставляет нас раз за разом тратить своё внимание на поддержание жизни этих квазиорганизмов? В обмен мы получаем дозу удовольствия. Здесь есть тонкий момент, который непросто заметить и почувствовать, потому, что это нечто сопровождающее нас всю сознательную жизнь и столь привычное, что стало незаметным фоном, который мы отмечаем только когда он исчезает.

На самом деле, удовольствие мы получаем когда становимся лучшей версией себя. Когда развиваемся. Это не очевидно, но совершенно логично с эволюционной точки зрения. Это выгодно для организма и популяции, но не спешите радоваться. Именно здесь спрятана кнопка, которую жмёт крыса в эксперименте. Беда в том, что мы получаем удовольствие не только от развития, но и от иллюзии развития. Так уж устроен наш мозг, что он одинаково реагирует на реальную и воображаемую ситуацию. Выделяются те же гормоны, задействуются те же зоны мозга.

Медиавирусы создают для нас иллюзию, что где-то в прошлом, будущем или ином месте нам лучше чем здесь и сейчас, или наоборот, радуют нас тем, что здесь и сейчас нам лучше, чем было в прошлом, могло бы быть в будущем или каком-то ином месте. Есть более сложные случаи, но в целом всё можно свести к подобным очень простым схемам.

При этом объективно ни прошлого ни будущего не существует. Также не существует и иных вариантов настоящего. Все они являются иллюзорными “виртуальными мирами” внутри нашего сознания. Именно это виртуальное пространство-время является средой жизни медиавирусов. Наше стремление к “внешнему” или “иному” по отношению к тому кем мы являемся данном месте в данный момент, создаёт это виртуальное пространство-время. В нем медиавирусы формируют цепочки образов и идей, виртуальный образ нашей личности с которым мы сравниваем себя нынешнего и получаем свою дозу гормонального вознаграждения.

Более того, наша культура и наш социум построены на стремлении передать эти генерирующие иллюзию мемы соплеменникам. Мы делаем это обычно совершенно бессознательно, не стоит забывать, что мемы, будучи квазиживыми организмами, подвержены естественному отбору, стремятся к размножению и со временем становятся всё сильнее. Когда вам следующий раз захочется поговорить с кем-то о политике, поделиться “новостью” полученной из СМИ или зарепостить смешного котика, попробуйте вспомнить, что в этот момент вы находитесь под контролем квазиживой информационной сущности и выполняете её репродуктивную программу.

Кстати, до того как Докинз создал концепцию мема, такие квазиживые информационные сущности, берущие под контроль сознание человека, зачастую персонифицировались как “демоны”. Этих “демонов” очень легко распознать, когда они заставляют нас делать что-то, что мы не стали бы делать по своей воле, будь это наш разумный выбор. Например, мы не стали бы пить ядовитый этанол, не стали бы переедать вредной пищи, не стали бы тратить нервы на бесполезные переживания, не стали бы просиживать бесценное время жизни в социальных сетях или верить в неразумные концепции. Кстати говоря, все эти “демоны” не знакомы людям живущим вне нашей культуры, например племенам первобытных охотников, у них есть свои, что ещё раз подтверждает их “культурное” происхождение и обусловленность.

Несмотря на пугающую терминологию “демонов” и “вирусов” эта ситуация является нормой, поскольку именно так живет подавляющее большинство населения планеты. Несколько настораживает то, что с каждым десятилетием своего развития в питательной среде современной массовой культуры и информационного пространства их сила возрастает многократно и количество быстро растёт.

Есть ли в этом что-то плохое? Я думаю всё же есть. Проблема здесь в том, что пищей медиавирусов является наше внимание, а это единственный по-настоящему ценный ресурс, поскольку это абсолютно необходимый ингредиент для любого реального развития. Думаю, что я не сильно ошибусь, если скажу, что большинство людей тратит почти всё своё внимание на поддержание существования и размножение информационных паразитов. И так проходит всё отпущенное время жизни.

Одолеть демона-паразита в сознании довольно легко. Наше внимание это энергия, которой он питается, но оно же и наше оружие. Если осознанно направить внимание на любой элемент цикла работы медиавируса - этот цикл прерывается. Можно направить внимание на виртуальное пространство прошлого или будущего в момент его возникновения и вспомнить, что их не существует. Можно заметить миг формирования образа себя в этом пространстве и вспомнить, что это лишь иллюзорный образ. Можно заметить эмоцию, которая возникает без внешней объективной причины и понять, что эта эмоция вызвана созданной демоном иллюзией. Можно заметить даже момент физической гормональной реакции мозга на эту эмоцию, после которой крыса жмёт на кнопку и цикл начинает новый круг.

Когда цикл прерван, в текущем моменте здесь и сейчас, медиавирус существовать не может, этим он похож на компьютерный вирус, который абсолютно безопасен в виде файла на диске, если не давать ему процессорного времени и пространства памяти для исполнения.

Начать можно с простого: убить в себе самых крупных и заметных паразитов. Если есть в жизни что-то с чем до сих пор не удавалось совладать - теперь это очень просто сделать. Можно, например, избавиться от любых вредных привычек. От любых неконтролируемых мыслей и переживаний. Вернуть себе контроль над значительной частью жизни и высвободить огромный ресурс внимания, который можно будет направить на что угодно, в том числе на реальное развитие личности и на избавление от других, менее очевидных демонов… и так вплоть до того момента, когда больше ничто не будет создавать в нашем сознании виртуальное пространство-время и мы сумеем полностью и без остатка проникнуть в настоящую реальность момента “здесь и сейчас”.

Вы удивитесь, насколько это на самом деле просто. И насколько более сильное, по сравнениею с тем, чем расплачиваются демоны в обмен на энергию нашей жизни, удовольствие способна доставить истинная реальность и реальное развитие. Возвращаться к иллюзии больше не захочется.

В Трипитаке есть очень сильный образ: больной, покрытый язвами человек получает удовольствие от расчесывания своих ран, но стоит ему полностью излечиться, и он больше ни за что не захочет вернуться к такому “удовольствию”.

К счастью, нам пока не вживили электроды в мозг, наш индивидуальный ад пока ещё всего лишь хрупкий информационный конструкт, который легко разрушить. Нам очень повезло, что мы родились не крысами в той лаборатории. В этот раз.

Антон Федотов, Санкт-Петербург, Январь 2024

философия

Previous post Next post
Up