"Ультимативный «корень зла» нынешней нездоровой гиперконкуренции - выпускной экзамен, гаокао" - (3)

Aug 15, 2021 07:59

За отсутствием существенных, на мой взгляд, текущих новостей продолжаю большой материал из журнала моего очень давнего Френда о том, что собой представляет сейчас выращивание нового поколения китайцев, и к каким проблемам на самом базовом уровне это уже привело

Начало этого очень содержательного и интересного, на мой взгляд, материала можно найти здесь:
https://hippy-end.livejournal.com/4324059.html
https://hippy-end.livejournal.com/4333788.html

Далее -- третья его часть

Цитирую, выделяя некоторые места:

«Скрытые опасности воспитания биороботов (Часть 2)



В первой части мы познакомились с особенностями китайского школьного образования, главной из которых является интенсивный прессинг на учеников. Читатель может возразить: похожие проблемы - пускай и не настолько гипертрофированные - мы можем видеть и в российских реалиях, и во многих других странах. Но есть одно но. Китай замечателен тем, что там власти не стесняются браться за решение проблем. Не дожидаясь, пока подрастающее поколение заявит: «Вы украли наши мечты и наше детство своими пустыми словами!»

Поскольку проблема многогранна, предпринимаемые шаги тоже многочисленны и весьма разнообразны. Обещано сокращение домашних заданий. Были введены лимиты на продолжительность внешкольных занятий. Образовательным сервисам было запрещено проводить онлайн-трансляции занятий после 9 вечера. Чтобы убрать постоянное подстёгивание, была запрещена публикация школьных оценок у всех на виду - по сути, одно из институциализированных проявлений гиперконкуренции.

Чтобы убрать разрыв между школами, министерство образования приказало поровну разделять ресурсы между ними в рамках одного муниципалитета. Частные школы больше не могут взять себе способных учеников, если на них уже «заявила права» государственная школа. Кроме того, конкурсная система поступления в популярные частные школы была заменена отбором через лотерею.

Идёт борьба и с квотированием для «своих» выпускников, по крайней мере, в Шанхае. Это позволит претендовать на места в элитных средних школах второй ступени большему числу ребят из менее сильных школ. Пытаются ослабить и сюэцюйфан: вместо бытовавшего чёткого деления теперь по прописке случайным образом назначается одна из близлежащих школ.

Были ли эти меры успешны? В какой-то степени. Но их по-прежнему не хватает, чтобы переломить ситуацию. Где-то получается красиво отчитаться на бумаге о том, что «все школы стали равны» - хотя по факту разница в качестве образовании никуда не делась, о чём прекрасно осведомлены и родители.

Практически везде борьба с несправедливым квотированием встречает сильное сопротивление: люди и заведения очень не хотят терять свой статус и свои позиции. Элитарность продолжает существовать ради элитарности. А для этого надо, чтобы в заведение было очень тяжело попасть. Академическая справедливость в таких местах оказывается никому не нужна.



Поскольку ломать - не строить, самые большие «результаты» у правительства получаются в области коммерческого дополнительного образования. Его выбрали в качестве удобного «козла отпущения», на которого валят все нынешние перекосы. Си Цзиньпин неоднократно публично выражал неудовольствие «частниками», называя сектор то «хронической болезнью», то «общественной проблемой». И когда сектор продолжил расти как на дрожжах, не обращая внимание на речи с высоких трибун, Партия решила пойти на радикальные шаги.

В дополнение к запрету на создание новых учебных центров было объявлено, что все заведения дополнительного образования, обучающие предметам школьной программы, должны быть преобразованы в некоммерческие организации. Образовательным онлайн-платформам запретили выход на IPO. Запрещены были и зарубежные инвестиции в такие компании.

Так одним росчерком пера процветающая отрасль была превращена в выжженную землю. Теперь ни один вменяемый инвестор не вложит и юаня в образовательные проекты. С «хронической болезнью» покончено - и с дополнительным образованием тоже.



Все эти действия вызывают смешанное ощущение. Ощущение, что идёт борьба не с причиной, а со следствием. Что многие меры носят показушный характер и частично продиктованы идеологией.

Ультимативный «корень зла» нынешней нездоровой гиперконкуренции - выпускной экзамен, гаокао. Это, пожалуй, единственный доступный молодежи социальный лифт, что превращает гаокао в главное событие первых двух десятков лет жизни.

Причём заранее известно, что билетов на «верхние этажи» совсем мало. Этот критический дефицит - всецело заслуга министерства образования Китая, а не каких-нибудь капиталистов, раздувающих ажиотаж на рынке дополнительного обучения.



Дефицит других социальных лифтов для молодежи - уже проблема, за которую отвечает высшее руководство страны. Их устраивает такая ситуация. И поскольку гаокао признаётся главной целью общеобразовательной системы, «мерой всех вещей», стоит ли удивляться, что гиперконкуренция институциализируется в этой системе на всех уровнях?

В провинциальных школах до сих пор над воротами с гордостью вывешивается красное знамя, если какому-то выпускнику удается поступить в престижнейшие Пекинский университет или Цинхуа. Нередки и финансовые стимулы из бюджета муниципалитетов тем школам, ученики которых показывают высокие результаты.

А раз так, вся работа школ строится вокруг того, чтобы эти высокие результаты показать. Цель оправдывает средства в том числе и на уровне учебных заведений. «Мы все можем красиво говорить о всестороннем воспитании подростков, но, в конечном итоге, мы должны переходить к делу и фокусироваться на поступлении наших учеников в хорошие университеты», - признается Сунь Жун, директор одной из школ в Чжэцзяне.

Добавим сюда же сильное неравенство в уровне преподавания между школами. Непрозрачную, преференциальную систему квотирования мест. Искусственные ограничения, задаваемые системой прописки, которые сдерживают и без того невысокую социальную мобильность. И мы получаем систему, в которой дефицит поддерживается почти на всех уровнях при помощи многочисленных механизмов, которые инициативы властей по-прежнему практически не затрагивают.

Мы получаем систему, которая очень далека от социалистических идеалов равенства и братства (со свободой не заладилось с самого начала). Но если система построена на неравенстве, дефиците и разделении детей на победителей и неудачников, вправе ли мы осуждать родителей за то, что они принимают правила этой игры? Как ни клейми их «мелкобуржуазную» логику, по крайней мере, они честны сами перед собой. Чего не скажешь о государстве.



Официальная государственная идеология социалистического равенства не выдержала ни проверки реальностью, ни, как следствие, борьбы за умы людей. Она не в состоянии дать никакой жизнеспособной альтернативы логике гиперконкуренции всех против всех. Даже с учетом немалых издержек последней, вроде детства, променянного на экзаменационные баллы.

Но тогда следующий, достаточно циничный, вопрос - насколько Китаю нужны эти потуги создания «уравниловки» в образовании? И даже не столько «уравниловки», сколько закрытия возможностей хоть как-то улучшить свои результаты?

В конце концов, система хорошо работает уже 40 с лишним лет. Система дала кадры, которые сотворили крупнейшее экономическое чудо современности. Система, как сейчас модно говорить, совершенствует человеческий капитал. В конце концов, конфуцианская этика прямо говорит: нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Да и протестантская этика придерживается точно такого же мнения.



А конкуренция? Конкуренция даёт куда более серьезный стимул учиться, чем какие-то старинные, одряхлевшие верования. И конкуренция даёт результат. Это бесспорно. Мы можем спорить об издержках получения этого результата, но не более. Так что система работает. А значит, должен действовать проверенный принцип: не стоит чинить то, что не сломано. Так?

Не совсем. Ведь мы обсудили далеко не все издержки. А издержки преобладающего стереотипа «борьбы за успех» гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. В частности, огромное влияние на решение реформировать образование оказала разворачивающаяся в Китае демографическая катастрофа»

Источник информации: https://giovanni1313.livejournal.com/100154.html

Продолжение о той демографической катастрофе, к которой уже привела Китай эта гиперконкуренция между детьми и их родителями, стремящимися обеспечить своему ребенку китайский успех, -- читайте в:
https://hippy-end.livejournal.com/4339053.html

P.S. Просьба ко всем, кто читает этот журнал. Мне сейчас стало реально тяжело разгребаться с возросшим в разы числом комментариев. Поэтому прошу сообщать только о том, что реально важно по освещаемым здесь темам, о том, что нужно исправить в тексте поста, и по возможности воздержаться от дискуссий

Потому что иначе мне придется сократить число постов, и в этом случае все вы недополучите ту важную и нужную информацию, которую я уже физически перестал успевать ставить из-за того, что приходится отвечать на комменты



Психологическая готовность

Previous post Next post
Up