И продолжаю наконец большой материал от моего очень давнего Френда о том, что творится сейчас в Китае со сверхпрессом на подрастающее поколение "новых китайцев", начатый постом:
https://hippy-end.livejournal.com/4324059.html Далее -- вторая часть первой части материала из журнала моего Френда
Цитирую, выделяя некоторые места:
«Скрытые опасности воспитания биороботов (Часть 1)
<…>
Уже в дошкольных учреждениях начинает проявляться расслоение - главный мотиватор гиперконкурентной гонки за «успехом». Есть «хорошие», «сильные» детские сады - и есть «плохие», «слабые». В отличие от привычного российского представления о «хорошем» детском саде как о том, где детям уделяется больше внимания, в Китае прагматично смотрят на то, насколько хорошо там ребенка готовят к последующему, школьному этапу «тараканьих бегов».
Еще недавно «элитные» детские сады обрушивали на детишек учебные программы в области математики, письма и английского. Спрос на места в таких заведения был настолько ажиотажным, что государство в итоге вмешалось и попросту запретило преподавать в детских садах школьную программу. Это позволило хоть как-то ослабить академический натиск на малышей и конкуренцию между заведениями. За первыми запретами последовали другие, касающиеся и факультативных занятий по таким предметам с дошкольниками - как-никак, спрос никуда не делся, а с ним и поиск обходных путей.
Так что нынешние законодательные инициативы скорее продолжают общий тренд. Тренд борьбы с излишним академическим энтузиазмом. Что было бы без этой борьбы, прекрасно показывает пример Гонконга, где для детских садов таких запретов нет. Там конкуренция приобретает совсем уж гротескный характер: для «поступления» в престижный детский сад 2-3-хлетние дети готовят тщательно отрепетированные презентации, в которых демонстрируют свои «скиллы».
Чтобы придать презентациям и портфолио должный лоск, на помощь придёт целая индустрия фотографов и видеоредакторов. Есть и рынок сопутствующего консалтинга, ориентирующего родителей в нелегком процессе выбора дошкольного учреждения.
В материковом Китае на вступительные «экзамены» в детские сады был наложен запрет. Впрочем, жизнь малышей на «материке» остаётся нелегкой. О чем свидетельствует популярный в китайских соцсетях мем:
- 1500 английских слов - это достаточный словарный запас для 4-летнего ребенка?
- Смотря где. Для США это вполне хорошо. Для Китая - недостаточно.
Вступительные экзамены в школу в материковом Китае во многих местах также запрещены. Но не везде. И есть еще частные школы, куда, как правило, запредельный конкурс. Ставки на этом этапе гораздо, гораздо выше. Попадание в сильную школу - а таких немного - является очень важным фактором, определяющим академические достижения ребенка. И если вчерашний детсадовец не отвечает высоким требованиям частных учреждений, остаётся еще один, практически гарантированный вариант. Прописка в нужном месте.
Поскольку ставки высоки, это означает покупку квартиры в соответствующем районе. Это настолько распространенный шаг, что для такой недвижимости даже появилось специальное название: сюэцюйфан. ”Global Times” приводит мнение папы будущего первоклассника: «Многие семьи тратят кучу денег, чтобы купить сюэцюйфан. Почему бы и нет? Если ты можешь позволить себе сюэцюйфан, покупай его как можно скорее».
Насчет кучи денег он абсолютно прав: большой спрос на такие квартиры прилично взвинчивает цены в районах вокруг престижных школ. И это притом, что недвижимость в крупнейших китайских мегаполисах - где концентрируются топовые заведения - сама по себе очень дорога по отношению к среднему доходу жителей.
Для тех, кому не по карману переоцененное столичное жильё, остаётся еще один способ пропихнуть ребенка повыше - правда, требующий действительно стратегического планирования. Вплоть до недавнего времени в Китае бытовало мнение, что чем раньше ребенок начнет учиться - тем лучше. В качестве единственного рационального аргумента для этого можно подобрать разве то, что это позволит ему раньше закончить учебу и начать зарабатывать деньги для семьи.
Но недостаток рациональной аргументации не мешал китайским семьям подгадывать момент зачатия так, чтобы рождение произошло незадолго до конца лета: в первый класс могут пойти дети, которым 31 августа исполнилось как минимум 6 лет. Практиковалась и подделка свидетельств о рождении. Были даже жутковатые случаи, когда женщины в роддомах договаривались о проведении кесарева сечения в последние дни августа.
Только в последние годы среди городского среднего класса начинает преобладать противоположная - и подкрепленная реальной статистикой - точка зрения. Чем старше дети к моменту поступления в первый класс - тем они более развиты и тем легче, при прочих равных, будет даваться им учеба. Поэтому тщательно спланированная дата рождения становится еще одним средством в конкурентной гонке за «успехом».
Ни наличие глубоких карманов у родителей, ни фора в несколько месяцев не освобождают детей от тяжелого бремени учебы. Учебный день в Китае - один из самых длинных в мире и продолжается 8-9 часов. По объему домашней работы Китай на первом месте с приличным отрывом: в среднем на ее выполнение школьники тратят около 3 часов в день.
Но и это только часть нагрузки. Родители заставляют детей тратить уйму времени на внеклассные активности. «Гуманитарные» - вроде музыкальных и арт-школ, спортивные и профильные, по школьным предметам. Уже в начальной школе для 60% учеников китайские семьи нанимают репетиторов. В Пекине и Шанхае эта доля растёт до 70%. В 2019 на 195 млн. школьников приходилось 325 млн. занимающихся дополнительной подготовкой. [Имеется в виду число школьников, записанных на те или иные курсы, в которое входят и подсчитанные дважды, трижды и т.д., если посещают два, три и т.д. дополнительных курса -- Хиппи Энд]
То есть в среднем, включая первоклашек и очень бедные сельские школы, один ученик вне класса занимался по 1,7 направлениям. И это число быстро растёт с каждым годом.
5 разных курсов дополнительного образования - вполне обычное число для школьников из крупных китайских городов. У многих на выходных свободного времени не остаётся - всё уходит на занятия и разъезды из одного места в другое. Летние каникулы - тоже не повод расслабляться. У родителей появляется повод добавить еще занятий в дополнение к существующим.
В этой статье ”South China Morning Post” упоминается о 8-летней девочке, которую записали на 11 курсов. Ребёнок, мягко говоря, не в восторге от такой интенсивности. Впрочем, это скорее экстремальный случай.
В старших классах вся жизнь учеников постепенно подчиняется подготовке к государственным экзаменам. Сначала, после 9 класса - чжункао, результаты которого определят поступление в среднюю школу второй ступени. Мест в ней хватит не на всех - лишь на 62% девятиклассников. Поэтому конкуренция здесь заложена изначально.
Впрочем, если ты изначально попал в «правильное» заведение, этот этап сильно облегчается - поскольку старшие средние школы квотируют места для «правильных» выпускников. А вот если ты учился в сельской школе...
Но самое сложное испытание будет через три года, по окончании старшей средней школы. Это гаокао, 3-дневный тест по 5 предметам, результаты которого почти полностью определяют, в какой вуз ты можешь поступить. И можешь ли ты вообще поступить в вуз.
Разброс в качестве вузов в Китае огромен. А поскольку диплом, как мы уже говорили, является единственной вещью, имеющей значение для работодателя, миллионы старшеклассников - и их родителей - пытаются вложиться в этот единственный шанс по максимуму. На практике это означает окончательное превращение жизни ребят в изнурительный марафон бесконечной зубрежки.
Кому война - а кому мать родна. Зашкаливающий спрос на дополнительное обучение, подстегиваемый упрямым желанием не отстать от окружающих, породил гигантскую коммерческую индустрию. Ее объем оценивается в 125 миллиардов долларов. Один только рынок обучения иностранным языкам в 2019 составлял почти 90 млрд. долларов.
Быстрый рост и значительная ёмкость рынка сделали его очень привлекательной целью для стартапов в области образовательных технологий. Венчурный капитал тёк рекой; в одном только 2020 венчур вложил в китайский edtech 10 млрд. долларов (для сравнения, в России все венчурные инвестиции в прошлом году составили 700 млн. долларов). В борьбу за деньги родителей включились и китайские ИТ-гиганты.
В какой-то степени бурный рост рынка стал самоподдерживающимся феноменом: предложение рождало спрос. Чем больше разнообразных предложений было на рынке, чем более удобные форматы изобретал edtech и чем больше семей вокруг нагружало своих деток дополнительными программами, тем сильнее было желание окружающих не отстать в этой гонке. Разумеется, свою роль играло и обилие рекламы, оплачиваемой деньгами щедрых венчурных инвесторов.
Но у всего этого буйства 12-значных сумм, гиперконкурентной версии родительского FOMO и торжества учебы над праздностью и невежеством есть своя цена. Не та цена, выраженная в юанях и подсчитываемая предприимчивыми бизнесменами. А та, которую подсчитать очень трудно, и которую оплачивают сами дети и подростки.
Подсчитать эту цену трудно, но заметить ее легко. «Когда оканчивается учебный день, родители и опекуны отводят каждого ребенка сразу домой или на какое-нибудь внеклассное занятие. В наши дни редко можно увидеть группы детей, играющих в городских жилых массивах», -- пишет У Хайюнь, главред ”Sixth Tone” и жительница Шанхая.
А когда дети подрастают, им уже точно становится не до игр. «Тебе не нужны уроки физкультуры. Тебе не нужна еда. Тебе не нужен сон. Тебе не нужен молодой человек или девушка. Всё, что тебе нужно - много заниматься», - одна из опрошенных ”Sixth Tone” старшеклассниц говорит это с иронией, но в этой иронии хорошо читается психологическая защита. Занятия для нее начинаются утром и заканчиваются в первом-втором часу ночи - и это вполне обыденная жизнь для старших классов. Без иронии подчиняться таким установкам для подростка было бы совсем невыносимо.
Но подчиняться приходится. Когда ультимативной целью твоей жизни становится общепринятое представление об «успехе», когда эта система ценностей индоктринирована чуть ли не с пеленок - цель оправдывает очень многие средства. Оправдывает замкнутость в учёбе. Оправдывает стресс. Оправдывает выгорание уже в молодом возрасте. И оправдывает - неявно, нарратив «успеха» не любит упоминать про неудачников - опустошение и потерю смысла существования, если ты так и не смог лидировать в этой гонке.
А неудачников будет большинство. Система устроена так, что только один из сотен сможет попасть в топовый вуз. В этой безжалостной гонке участвуют все, но призы достаются очень и очень немногим.
Недавний китайский сериал «Маленькая встреча» хорошо показывает, что остаётся пожинать детям, из которых готовят идеальных солдат ультракапитализма. Там одинокая мать, одержимая нездоровым желанием железной рукой загнать свою дочь-старшеклассницу в «лучшее будущее», ограничивает её во всем, что мешало бы учебе. Устанавливает звукоизоляцию на стены, чтобы шум не отвлекал от занятий. Потом ставит стеклянные перегородки, чтобы постоянно наблюдать за дочкой.
Финал - у девочки происходит нервный срыв, и она предпринимает попытку суицида...»
Источник информации:
https://giovanni1313.livejournal.com/99962.html Продолжение читайте в:
https://hippy-end.livejournal.com/4334446.html P.S. Просьба ко всем, кто читает этот журнал. Мне сейчас стало реально тяжело разгребаться с возросшим в разы числом комментариев. Поэтому прошу сообщать только о том, что реально важно по освещаемым здесь темам, о том, что нужно исправить в тексте поста, и по возможности воздержаться от дискуссий
Потому что иначе мне придется сократить число постов, и в этом случае все вы недополучите ту важную и нужную информацию, которую я уже физически перестал успевать ставить из-за того, что приходится отвечать на комменты