ММКФ 2020. День 1.

Oct 02, 2020 03:13

СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ
SILVER SKATES
Режиссёр Михаил Локшин. Россия, 2020, 136 мин.
Программа: Фильм открытия.

Сегодня утром я подписал “Согласие на временное ограничение распространения информации”, согласно которому мне запрещено публиковать рецензии, оценочные суждения и любые отзывы об этом фильме. Поэтому чёрта с два вы от меня чего узнаете. Получить аккредитацию ММКФ сложно, особенно в этом году. Но тем, кто знает мой телефон, шепну на ушко. Писать нельзя, а говорить в личной беседе не возбраняется.

ДОЧЬ РЫБАКА
THE FISHERMAN’S DAUGHTER
Режиссёр Исмаил Сафарали. Азербайджан, Россия, 2020, 87 мин.
Программа: Основной конкурс.

Фильм, основанный на детских впечатлениях и воспоминаниях режиссёра о летних каникулах. Это, впрочем, не “детская” картина. Как и у главной героини у Исмаила Сафарали в юности внезапно пропал отец. Все приготовились его оплакивать, а он также внезапно через неделю вернулся. В чём была причина исчезновения, мы так и не узнали - режиссёр не рассказывал подробности, а спросить никто не решился.
Главная героиня ленты - 15-летняя девушка, живущая в рыбацком посёлке на Апшеронском полуострове близ Баку. Её семья - папа, мама, маленький брат и дядя - младший брат отца. Всё в том посёлке будто замерло во времени, остановилось в прошлых эпохах. Быт - из  советских 80-х, обычаи и предрассудки - смешение ислама, культа огнепоклонников, населяющих Апшерон, местных примет и возможно ещё каких-то древних языческих культов. Отец уходит в море и не возвращается. Проходит день, другой, третий. Все уже перестали его ждать - по местным обычаям нужно похоронить пустой гроб, иначе не будет улова, от которого зависит жизнь посёлка, не будет удачи никому и ни в чём, не будут родится дети… Последней сдаётся жена. Сдаётся - и тут же, ещё до формальных похорон, делит ложе с младшим братом своего мужа. Нет, это не обычай тех мест, не предрассудок. Это и не изнасилование. Это ситуация, в которой у неё нет выбора - чтобы выжить ей нужен мужчина в семье.
Единственный человек, который не хочет сдаваться ни обычаям и суевериям, ни осуждающим взглядам соседей и родных, ни Каспийскому морю, ни даже самой смерти - это дочь рыбака. В ярко-красном - даже скорее алом - платье она выходит на песчаный берег встречать отца. Это платье или другой красный элемент одежды - это словно вызов архаике социальных отношений её родной деревни. Это в тоже время символ её взрывного, огненного характера, это пожар её души - и одновременно аллюзия к обычаям огнепоклонников-парсов. Нет такой силы, которая может остановить огонь её души, с которым она бросается на всякого, кто смеет говорить, что её отец погиб в море.
Впрочем, возможно, что он не погиб, возможно, что он оправился на своей лодке к “чёрным пескам”, туда, где суеверные рыбаки боятся ловить рыбу. Искать его там они тоже отказываются - и тогда бесстрашная девушка (боже! да на самом деле она почти что ребёнок!) в начинающийся шторм стаскивает лодку с песка и отправляется на поиски отца в море, туда, куда боятся плыть мужчины - ведь согласно местным преданиям, попасть на “чёрные пески” можно только в шторм…
Финал фильма не то чтобы открытый, но каждый зритель может сам решить, хороший он или плохой.
Отдельно стоит отметить цветовое решение фильма. Красное платье словно метущийся пожар проносится между глинобитных охристых заборов и стен, взлетает над синим морем, пылает в светло-голубом небе.
Фестиваль только начался, трудно говорить о фаворитах, но меня ничуть не удивит, если этот фильм получит один из призов.

ГОРОДСКАЯ МЕЧТА
CITY DREAM
Режиссёр: Вэйцзюнь Чэнь. Китай, 2019, 100 мин.
Программа: Конкурс документального кино.

Четырнадцать лет прожила Ухане крестьянская семья, переехавшая из деревни в 12-миллионный город. 14 лет они торговали изделиями из кожи, одеждой, фруктами, да и вообще чем ни попадя на тротуаре на одной из главных улиц города. Но пришла пора навести какое-то подобие порядка, убрать лотки, ларёчников, спрятать лотки с товаром внутрь стационарных магазинов.
Городские чиновники, похожие по форме на полицейских, ревностно берутся за дело. Они составляют протоколы, выписывают штрафы, заставляют убирать прилавки внутрь магазинов. Лишь старый Ван Тяньчэнь не сдаётся. Кого-то заставляет убраться только лишь грозный окрик. Но не таков герой фильма - он сам орёт на чиновников, припирается с ними, не давая вставить и слова, раздаёт им пощёчины, кидается арбузами и даже бесстрашно бьётся с прибывшим на подкрепление ОМОНом. К нему уже давно все привыкли, а потому иной раз на его выходки просто не обращают внимания, но сделать с ним ничего не могут. Его торговля незаконна, он не платить ни фэня налогов, добывает справку о том, что его семья малоимущая, хотя даже городским чиновникам трудно толком понять, сколько же он зарабатывает, разложив свой товар на этом бойком месте. При всяком появлении городского начальства он разыгрывает целый спектакль, заставляя и смеяться, и сочувствовать. Хотя, если уж честно, иногда он сильно переигрывает.
Разумеется, силы одного старичка, даже такого на редкость сварливого, даже поддерживаемого своей семьёй, и государства не равны. В конце концов ему придётся убраться с тротуара, однако выторговав себе новый красивый киоск в другой части города.
Этот фильм - не банальная история об административном производстве благоустройстве городских улиц. Во многом это история столкновения городского и сельского менталитетов в Китае XXI века, подвергнувшегося стремительной урбанизации.

ЕЩЕ ПО ОДНОЙ
ANOTHER ROUND
DRUK
Режиссёр Томас Винтерберг. Дания, 2019, 115 мин.
Программа: Фильмы, которых здесь не было.

Смешная история четырёх преподавателей, переживающих кризис среднего возраста и решивших проверить на себе, как влияет на работоспособность умеренное, но постоянно употребление алкоголя. Ведь согласно одной из теорий, которую они взялись доказать, у каждого из нас от природы не хватает 0,5 промилле алкоголя в крови. Если постоянно поддерживать нужный баланс, то возрастёт работоспособность, поднимется настроение, наладится семейная жизнь.
По мере употребления спиртных напитков комедия переходит в драму, затем в абсурд, фарс, трагедию и снова комедию. Была ли доказана теория? Удался или провалился эксперимент? Ответ на этот вопрос каждый зритель найдёт для себя сам.

СПАЙС БОЙЗ
SPICE BOYZ
Режиссёр Владимир Зинкевич. Беларусь, 2020, 102 мин.
Программа: Фильмы, которых здесь не было.

Картина, которая должна проходить по разряду фильмов ужасов для зрителей с устойчивой психикой. Три парня, один из которых инвалид-дцпшник, другой - сын провинциального бандита, а третий - демобилизовавшийся спецназовец устраивают предсвадебный мальчишник. Барыга подогнал им какой-то жуткий спайс и они, перейдя в состояние сильно изменённого сознания крошат вокруг всё и всех, включая себя.
Фильм отличает сугубый натурализм (никаких затемнённых сцен, а случающиеся иногда уходы камеры вызваны скорее всего недостатком денег на всякие спецэффекты), а потому может быть рекомендован только сугубым любителям жанра.
Начальные титры сообщают, что сценарий основан на реальных событиях. Увы, пресс-конференция по картине не была предусмотрена, поэтому не ясно, на сколько это восстановленные на экране реальные милицейские и судебные протоколы, а на сколько - фантазия авторов. В любом случае, запрещённые вещества для укурки - сугубое зло. Это вам не весёлые датские алкоголики из “Ещё по одной”.

ВЕЛИКОЛАНДИЯ
GREATLAND
Режиссёр Дана Зияшева. Франция, США, 2020, 104 мин.
Программа: Русский след.

Фильм-антиутопия о стране, где победила абсолютная толерантность, где у рыбы или дерева столько же прав, сколько и у человека. Этим абсурдным миром “бессмертных” правит “Всеобщая Мама” вещающая из умных часов, которые носит каждый житель страны. Эти же часы - способ слежки за каждым, заменивший любые другие устройства. В этом мире у всех есть права, но нет обязанностей, твоей женой может стать хомяк, а ребёнком - кролик, якобы созданный из твоей спермы.
Великоландию (по карте очень похожую на США) окружают враги. В ней, по словам создателей, создана сверхдемократия. Впрочем, выборы - это выбор того, какая партия - пёсиков или котиков является более няшной и мимимишной. Однако даже результаты таких выборов (аллюзия на нынешнюю предвыборную кампанию в США?) способны вызвать настоящую гражданскую войну…
Нет, это не шедевр, это даже не оруэловщина. Фильм довольно сильно затянут, местами в поведении героев теряется внутренняя логика. С без малого двух часов его было бы можно сократить даже до крепкой короткометражки. Однако он показывает, что там, где мы сейчас видим, что западный лево-либерализм пробил очередное дно, никакого дна на самом деле нет и быть, наверное, не может.

ММКФ, 42 ММКФ, китайское кино, американское кино, датское кино, документальное кино, российское кино

Previous post Next post
Up