41 ММКФ, день третий

Apr 21, 2019 02:45

АНАТОЛИЙ КРУПНОВ. ОН БЫЛ ***
Программа: Конкурс документального кино.
Режиссер: Дарья Иванкова.
Россия, 2019, 72'.

Расцвет русского рока, пришедшийся на 1980-е - 90-е годы, сделал известными множество музыкантов не вписывавшихся в официоз советской эстрады. Среди них был и Анатолий Крупнов или “Крупский”.

Фильм собран из интервью-воспоминаний о Крупнове, архивных съёмок, записей концертов, телепередач первой половины 1990-х. Режиссёр явно относится к своему герою с трепетной любовью и не осуждает его ни за образ жизни, ни за поступки (хотя и не обходит тему наркотиков и алкоголя).

Впрочем, тема рок-музыки от меня довольно-таки далека, а потому до конца оценить достоинства фильма я не готов. Хотел ли режиссёр рассказать о Крупнове - живом человеке, возводил ли ему мемориал или “чёрный обелиск” - этого я не знаю. Раскрыта личность, либо многое осталось за кадром - тоже сказать не могу. Но в любом случае фильм сделан с той нежностью, с которой говорят о дорогих и близких людях. Самое удивительное в этом, что режиссёр - молодая женщина, которая не могла застать своего героя просто в силу возраста

ДИКИЕ / WILD - LIFE, DEATH AND LOVE IN A WILDLIFE HOSPITAL ****
Программа: Свободная мысль. Программа документального кино.
Режиссёр: Данэль Эль-Пелег, Уриэль Синай.
Израиль, 2018, 60'.

Израильские Айболиты - это далеко не волшебники. Им никто не скажет “спасибо, доктор!” - ведь звери и птицы не умеют говорить. Но они изо дня в день делают свою работу. Их пациенты - иногда опасные, иногда буйные, иногда милые и забавные, но всегда сложные. Птичке не скажешь: надо кушать, а то не выздоровеешь. Газели не объяснишь, что надо ходить, чтобы разрабатывать ногу.

Герои фильма - это не животные, а люди: Ариэла и Шмулик. Они, пожалуй, ведут себя как дети. Но не в смысле инфантильности поведения, а в смысле абсолютно евангельском, словно дети радуясь излечению пингвинёнка или огорчаясь отсутствию аппетита у сокола. Тот редкий случай, когда работа - это и ещё и по-настоящему любимое дело счастливых в своей профессии людей.

ОРЛАНДО / ORLANDO *****
Программа: ВГИКУ - 100. Человек с киноаппаратом.
Режиссёр: Салли Поттер.
Великобритания, Россия, Италия, Франция, Нидерланды, 1992, 94'.

Очередная жемчужина ретроспективных программ ММКФ. Блистательная экранизация одного из самых известных романов Вирджинии Вулф, сюжет которого незачем пересказывать: это удивительная фантазия о вечно молодом юноше, начавшем свою жизнь в Англии в эпоху Елизаветы I (приказавшей ему на смертном одре быть молодым вечно), и в середине своего существования переродившемся в девушку. Его эпоха - это три с половиной столетия размышлений о смысле человеческого существования, о жизни и смерти, о поэзии и любви.

Тильда Суинтон столь ярко сыграла прекрасного, пылко влюблённого в русскую красавицу юношу, что у меня даже зародились сомнения в том, что эту роль играет женщина.

ОСТРОВ ГОЛОДНЫХ ПРИЗРАКОВ / ISLAND OF THE HUNGRY GHOSTS **
Программа: Свободная мысль. Программа документального кино.
Режиссёр: Габриэль Брэйди
Австралия, Великобритания, Германия, 2018, 98'.

Очередная левацкая драма о несчастных, тонущих в море беженцах. Как и “Море в огне”, автор как бы беспристрастен, лишь показывая картину происходящего, однако совершенно явно стремиться вызвать у зрителя лишь определённые чувства и внушить ему совершенно конкретное понимание проблемы. На сей раз беженцы тонут не в Средиземном море по дороге на Лампедузу, а в Индийском океане по дороге на остров Рождества, хотя и лежащий близ Индонезии, но принадлежащий Австралии.

Беженцы мало того, что тонут, ещё и страдают на самом острове, где им не дают никуда уходить из специального лагеря. Желая обрести свободу и безопасность, говорят нам авторы фильма, беженцы попадают в ужасные условия концлагеля. Как бы ни был плох этот лагерь, а беженцам положен психолог. Собственно мы их и видим только на очередных приёмах в специальном, находящемся вне лагеря, кабинете По Лин Ли. Она искренне переживает за своих пациентов, однако, кажется, совершенно не понимает, что их проблемы лежат совершенно вне плоскости психологической помощи. Её советы мудры, но в условиях лагеря совершенно невыполнимы.

Причины, побудившие мигрантов прибыть на остров остаются за скобками, либо описываются в самых общих выражениях. “У нас каждый день происходило что-нибудь плохое” - говорит мужчина 25-30 лет. Борода его ухожена, щёчки розовые, вид здоровый. Что было плохо - не разъясняется.

Если в “Море в огне” антагонистом беженцам выступал мальчик Самуэле, олицетворяющий зажравшуюся Европу, то здесь антагонистов как таковых нет, зато есть очень милые красные крабики. Крабики - как и люди - мигрируют. Для крабиков - но не для людей - освобождают дорогу, закрывают проезд по шоссе, через которое они переходят, в трудных местах делают специальные мостики, чтобы крабикам было полегче. Крабики действительно симпатичные и смешные. Им посвящено едва ли не 50% времени фильма. Зритель должен увидеть эту прямую, толстую как баобаб ассоциацию и сразу почувствовать такую же эмпатию к беженцам, как и к крабикам.

Для того зрителя, который оказался к крабикам равнодушен, есть “голодные призраки”. Это те жители острова (в основном, китайцы), которых когда-то, ещё лет сто назад, похоронили не по обычаю. Теперь их души-призраки, покинувшие мир живых не могут попасть в мир загробный. Чтобы им помочь, нынешние жители острова - китайцы проводят соответствующие обряды, “кормят” призраков и возносят молитвы. Вот и оказавшиеся на острове беженцы вроде как эти призраки: стремятся в Австралию, но попасть не могут - что-то у них сложилось не по обычаю.

Пропаганда - штука тонкая. На этот раз её сделали столь тонко, что получилось грубо.

художественные фильмы, ММКФ, 41 ММКФ, Московский Международный Кинофестиваль, документальные фильмы, художественное кино, документальное кино, кино

Previous post Next post
Up