Покой нам должен только сниться - прости Господи...

Aug 12, 2013 05:09


Интересно святых отцов читать, но стыдно: никакого соответствия и соразмерности указываемым ими нормам и ориентирам не наблюдаю в себе. Повод для утешения как будто представляет мысль о существовании единого труднодостижимого (при полном напряжении всех сил) идеала и нормы же для всякого христианина, независимо от его церковного служения (или общественного статуса). Это высочайший идеал - святость, обожение, благодатное освящение дарами милостивого Господа, видящего нашу ревность по богоугождению и сверх меры возвышающего нас вселением Духа Святого.
Это норма для каждого, как и указывает апостол Павел в своих посланиях. О том же пишут и другие святые Божьи; прп. Макарий Египетский:



"Если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все сии подвиги должны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов любви и мира; то вотще и напрасно совершается все делание. Делающие без плодов в день суда окажутся подобными пяти юродивым девам, которые, поелику в сосудах сердца не принесли отсюда духовного елея, то есть, исчисленных выше добродетелей, то за сие самое названы юродивыми, и не допущены в духовный чертог царствия. За недостаток добродетелей, за то, что не имели в себе явственного обитания Духа".
И далее преподобный указывает, что "когда не оказывается в нас плодов любви, тогда, без сомнения, делание напрасно. Почему, таковые ничем не отличаются от пяти юродивых дев, которые за то, что здесь еще не имели в сердцах духовного елея, то есть, духовной действенности исчисленных выше добродетелей, наименованы юродивыми, и жалким образом оставлены вне царского брачного чертога, ничем не воспользовавшись от подвига девства. Как при возделывании виноградника все попечение и весь труд прилагаются в надежде плодов; а если плода не бывает, напрасным оказывается делание: так, если не увидим в себе, по действию Духа, плодов любви, мира, радости, всего прочего, перечисленного Апостолом (Галат. 5, 22), и не возможем признать их в себе со всею несомненностью и по духовному чувству, то излишним окажется подвиг девства, молитвы, псалмопения, поста и бдения. Ибо труды сии и подвиги душевные и телесные должны совершаться, как сказали мы, в надежде духовных плодов; а плодоношение добродетелей есть духовное наслаждение нерастленным удовольствием, неизреченно производимое Духом в сердцах верных и смиренных. Почему, труды и подвиги должны быть почитаемы, каковы они и действительно, трудами и подвигами, а плоды - плодами. Но если кто, по скудости ведения, делание свое и подвиг почтет плодами Духа; то оказывается, что он явно обольщается, сам себя обманывая, и таким своим мнением лишая себя великих подлинно плодов Духа".

Труднодостижимость и сверхъестественность снискания плодов спасения всё же служит слабым утешением и негодным оправдание для ленности и расслаблению. От этого смерть душевная, ожидающая всех отвергшихся Жертвы Спасителя, не становится менее страшной.
Видимо, следует всегда помнить об этих конкретных свидетельствах духовного возрастания, не столько для поиска успокоения, сколько для напоминания того, насколько мы далеки от главной своей цели, и возбуждения покаянного чувства.

Святые, Православие

Previous post Next post
Up