Египет, дождавшийся Христа

Mar 01, 2013 21:11


Религиовед, д-р ист. наук, профессор МГИМО А.Б. Зубов - о религии древнего Египта.
Андрей Борисович защищает точку зрения, согласно которой египтяне вовсе не были язычниками в классическом понимании, а исповедовали монотеизм и ожидали Христа.



Бог-Творец

Школьные учебники говорят о древнеегипетском политеизме, но это неверное определение этого религиозного мировоззрения.
«У египтян было много божественных имен. Ну, а где их мало? - поясняет религиовед. - Египтяне показывают, что эти имена имеют отношение к одной Личности, Создателю...

Действительно, у нас есть древнеегипетские источники, в которых прямо говорится, что есть один Бог - Творец. Более того, в них же говорится о создании Им мира из ничего…»



«Бог» - к этимологии понятия

Египтяне писали только согласные буквы (исходя из богословского смысла - согласные звуки считались плотью, а гласные - духом, который не изображается), поэтому как звучало слово, обозначающее богов, мы не знаем. По установившейся между учеными договоренности, используется огласовка «э»: «нэчер».

В разных языках слова, обозначающие высшие силы, могут происходить из разных категорий. Так, славянское «бог» не связано с греческим «теос» и происходит от санскритского «пхаг» («пхаяти» - даровать, давать). Арабское «аллах» происходит от понятия "первый".
Египетское же «нэчер» переводится как «чистый».

Здесь "совершенно другой акцент, - подчеркивает А.Б. - Весь мир лежит в нечистоте, а Бог в противовес ему чист".

(Стоит отметить, что переживание нечистоты известно с эпохи среднего неолита: именно тогда разделяется храм и жилище. С VI тысячелетия до н.э. возникает традиция ставить рядом с покойником масло - оно умягчает, исцеляет и очищает.)

Солярные имена

Там, где о Боге говорится в третьем лице, египтяне использовали слово «нэчер». Там же, где к Нему обращаются с молитвой - используется личное имя.

Например, почитание бога Солнца Ра не говорит о поклонении Солнцу, но - об использовании образа светила в религиозном культе. В текстах эти понятия различаются: когда говорят о светиле, изображается круг (иногда с точкой), о божестве - иной символ, являющийся его детерминативом. В V в. до Р.Х. для различения образа и Первообраза начинают использовать имя «Амон».



Бог Солнца - Ра

Почему выбирается образ Солнца? - Оно уникально, и его образ используется во многих религиях, в том числе, и в Новом Завете (солнце посылает лучи на добрых и злых). Солнце - пример служения миру, оно наделяет его силой.

"Именно образ Бога, служащего миру, подчеркивается египтянами, - подчеркивает Андрей Борисович. - Это их слова: «Не мы живем для Бога, а Бог живет для нас».

Вообще, с Солнцем связаны многие имена Бога в Египте. Например, имя восходящего солнца, (тогда божество изображается в виде скарабея) - символ воскресения.

Творец и Мастер

Другой круг понятий о Творце связан с тем, что Он является Творцом и Мастером. Появляются два наименования: «Пхаг икхун (Бог-горшечник) и «Пхаг татэнеэн» («Бог - Творец всего).

У египтян уже существовал образ Бога инобытия, Бога вечного, трансцендентного, находящегося по ту сторону творения.

Еще одно имя - Нун - принадлежит божеству стихии воды. Вода считалась нетварной и аморфной. Интересно, что и в Ветхом Завете не упоминается о творении воды: «Дух Божий носился над водою», - говорится в первой главе книги Бытия.

В этой связи интересно, что контакты между древними евреями и египтянами описаны не только в библейской книге Исход. Существуют следы пребывания евреев в Египте при фараоне Мернептахе (XIII в. до Р.Х.). Таким образом, библейские события получают еще одно косвенное подтверждение…

Другие боги?

Египтяне считали, что Богом были сотворены и разнообразные духи, исполняющие волю Божью, называемые «нэчер». Это не должно нас смущать - "у архангелов, - напоминает Зубов, - в именах тоже присутствует имя Бога (Миха-эль - «Кто как Бог?», Гаври-эль - «Всевышний- сила моя», Ури-эль - «Бог -свет есть»)".

«Нэчер» - это и достигшие божественного состояния умершие;
царя также именовали богом.

Объяснение этому очень простое: царь должен был быть ритуально чистым, так как выполнял священнодействия. Жрецы действовали только от его имени. Кстати, они тоже имели имя нэчер.

(Это особенно любопытно в свете христианской экклезиологии: в отношении к архиерею, предстоятелю Церкви, как к живому образу Христа, часто используются эпитеты, относящиеся к Самому Христу, разумеется, это не говорит об обожествлении архиерея. Священники же действуют только от лица и имени архиерея, «где епископ - там и Церковь», как писал священномученик Игнатий Богоносец.)

Древнеегипетская космогония

В любой религии присутствуют такие важные элементы как имена Бога и космогония. Последняя всегда описывает обратный путь - от падшести к утраченному совершенству. Любой храм и любая точка пространства могут служить центром творения мира.

Согласно египетской космогонии, сначала существовал Бог в Себе. Потом в Нем возникают четыре парные потенции: бесконечность - конечность, незримость - зримость, неисчислимость - множественность. Египтяне подчеркивают, что мир творит один Богом: творит Его волевое начало - из небытия.

Антропология: человек - существо предвечное

У египтян не было значимого мифа о происхождении первых людей - для них это было неважно. Важно для них было то, что каждый рожденный человек - в действительности существо предвечное. О каждом человеке Бог знал до зачатия и вообще всегда.
Божественный замысел о человеке называется «Ка». Так же именовалась священная молитвенная поза с воздетыми руками (интересно, что похожее положение принимает молящийся православный священник во время Херувимской песни и на Евхаристическом каноне).



Говорить о смерти боялись, поэтому когда надо было сказать, что человек умер, использовали выражение: «Человек ушел к своему Ка». Это значило: «воссоединился с идеей, которую имел о нем Бог».

Душа и тело

Еще одна важная для древнеегипетского мировоззрения категория - «Ба». Обычно это слово переводят как «душа».
В славянских языках слово «душа» производное от «дыхания». Как человек не может жить без дыхания, так он не может жить и без души. Душа - это сила, божественная энергия, которая дается каждому конкретному человеку и каким-то образом осуществляется. Тело воспринималось египтянами как вместилище души.

Центром человека считалось сердце - орган, направляющий волю. Египтяне не были грубыми материалистами и четко различали сердце физическое и сердце духовное. Слева находилось «хати» (слово обозначает также грудь, переднюю часть, нос корабля) - физическое сердце. Справа - «иб», духовное сердце.

Эсхатология

У древних египтян появляется идея посмертного суда (по мнению некоторых ученых, это открытие, впоследствие распространившееся по всему миру, принадлежало именно им). По их взглядам, дальнейшее существование человека определяется его сердцем.

В древнеегипетской религии произошел и другой прорыв в эсхатологии: ее носители верили в воскресение тела. Об этом говорится, например, в «Текстах Пирамид» (538 речение):

«Воскресни и воссядь на престол Осириса. Целостна плоть твоя, ибо она - плод Атума. Лик твой - лик Анубиса. К Ра обращены уста твои, дабы он разрушил преграду на пути слов твоих и мог благосклонно внимать речам твоим. Восстань! Ты не погибнешь…».

Интересно, что в этом тексте умерший отождествляется с воскресающим Осирисом, будто воскресение человека - это и есть воскресение Осириса: человек как бы "возвращается" в него после посмертного суда. (Кстати, в древнеегипетской религии существовало равноправие полов: женщина тоже входила в Осириса.) Тем самым, подразумевается событие обожествления человека после его физической смерти: умирая, он становится Осирисом, не утрачивая при этом своей уникальности - говоря о мертвом, к его имени прибавляли «Осирис».

Кажется, Древний Египет жил ожиданием: символ вечной жизни - знаменитый египетский крест анх. "Крест - вообще древний универсальный символ", - напоминает Зубов.

Вечная смерть же в древнеегипетской религии изображалась в виде человека, убивающего самого себя: топором или огромным крючком.

Египет, дождавшийся Христа

Цельной религия Древнего Египта не была. Постепенно слабела вера, усиливался скепсис, людям становилось страшно, оттого что никто не приходил с "того света" и не рассказывал, как там живется.



Гробница Нефертити. Вестибюль

Текст на стене гробницы эпохи конца Среднего царства гласит: «Никто не приходит оттуда поведать, каково им там, рассказать о нуждах своих, дабы успокоить сердца наши, пока пойдем мы в путь, которым ушли они. А потому услаждай сердце свое! Забвение неизбежно во благо тебе. Следуй за сердцем твоим, покуда ты жив… умножай радости твои… Когда же настанет день скорби, знай: не слышит утомленный сердцем (Осирис) рыданий плакальщиц. Никого не спасли вопли от могильной ямы. Итак, празднуй, ибо никому еще не позволено взять имение свое с собою, ибо никто из отошедших не вернулся назад».

На другой стене той же гробницы говорится: «О вы, всеблагородные, праведные, чистые, пребывающие под Богом! Внемлите молитве, возносимой для Отца Бога, молитве прекрасной души благородного мужа, ставшего ныне богом, вечно живущим на Западе. Да восходят молитвы эти на ум потомкам его - всем проходящим мимо. Слышал я те песни, что находятся на могилах древних, где превозносится жизнь на земле, а страна мертвых пренебрегается… Почему говорится такое о стране вечности, права и истины, где нет страха… Все родичи наши ушли в нее… Никто не замедлит в здешней стране Египта».

Египетская культура находилась в диалоге, причем это не скрывалось. Египет жил непосредственной религиозной верой, там высказывалось то, что чувствовалось. Египетское человечество напряженно ждало, что их вера будет утверждена, а их сомнение - развеяно.

Произошло удивительное. Когда проповедь Христа дошла до Египта, египтяне обратились. Евсевий Кесарийский писал, что первой страной, которая полностью приняла Христа - до греков - был Египет.

Они, подготовленные своей древней религией, дождались Христа, узнали в Нем того, Кого им не хватало, чтобы завершить триумф жизни над трагедией смерти. В этом - удивительная ценность религии Египта для всех нас.

Источник - ПРАВМИР

история, Христианство, религия

Previous post Next post
Up