Ранним утром 28 апреля 2015 года мы прилетели в Астрахань, чтобы начать долгий путь вдоль российско-казахстанской границы до Алтая.
Западный участок границы, от Астрахани до Уральска, пролегает по малозаселенным степям в междуречье Волги и Урала:
Интересно, что территориальное соприкосновение русского и казахского этносов в этом регионе сложилось лишь в 19 веке. Исторически, до прихода русских в низовья Волги, здесь преобладали ногайцы и астраханские татары. Несмотря на включение прикаспийских степей в состав Русского царства с 1556 г. присутствие русских здесь всегда было очагово-номинальным. В середине 17 века сюда перекочевали калмыки из Джунгарии, вытеснив ногайцев. Часть из них, левобережные калмыки, спустя век откочевали обратно. В опустевшие степи в междуречье Волги и Урала в 1801 году переселилось 5000 казахских семей под предводительством хана Букея, образовав т.н. Внутреннюю Букеевскую Орду. Внутреннюю - потому что внешней границей Российской Империи к тому времни являлась цепь станиц Уральского казачьего войска, протянувшихся вдоль реки Урал до его впадения в Каспийское море. Именно западные границы Букеевской Орды (оранжевый цвет на карте) в дальнейшем и легли в основу современной административной границы между Россией и Казахстаном:
При подготовке путешествия нами рассматривалось два варианта маршрута от Астрахани до Уральска:
1) Вдоль современной границы
2) Вдоль побережья Каспийского моря и р.Урал.
Был выбран первый вариант как более интересный. Ибо станицы Уральского казачьего войска к югу от Уральска - исторический фантом, практически напрочь лишенный сейчас славянского населения и значимых исторических памятников. Приграничные же села вдоль современной линии представляли некую загадку в этих отношениях.
Астрахань - не типичный областной центр.
Как и в любой город, я ехал сюда с определенными ожиданиями и стереотипами. Например такими:
Приграничный, транзитный город с азиатским обликом, много мусора, необустроенность, трущобы, мигранты.
Теперь - реальность.
Сразу скажу, что с мусором мы просчитались по понятной причине - приехали сразу после субботника, когда город был просто вылизан к первомайским празникам:
С трущобами и коммунальным адом тоже все не так масштабно. Действительно, Астрахань один из лидеров среди городов полу-миллионников по доле частной застройки:
Много плотной частной застройки и в самом центре. Но выглядят эти старые домики довольно мило:
Дворы выглядят крайне неопрятно, но все равно не отталкивающе, как в какой-нибудь Индии. Канализационной вони нет:
Астрахань не производит впечатления столицы какой-нибудь национальной республики - вполне обычный русский город, но исторически мультикультурный. Вокруг центра формировалось несколько национальных слобод, и они очень колоритные, особенно Исады - настоящий уголок Азии. Обстановка в городе довольно спокойная. Примечательно, что до половины личного состава МВД - этнические казахи (или калмыки):
В историческом центре города отреставрирован Кремль и довольно много прилегающих к нему улочек.
По целосности и масштабу исторической застройки Астрахань затмит любой город юга России. Этакий южный Питер.
Мы попали на репетицию Парада Победы, поэтому весь центр был перекрыт для движения автотранспорта. Настоящая Европа!:)
Большая часть исторического центра очень запущена и, к сожалению, активно застраивается новоделами:
В целом Астрахань превзошла мои ожидания - оказалась чище, спокойнее и красивее, чем я ожидал.
Как потом оказалось, ее туристический потенциал на голову выше, чем у любого другого крупного приграничного города, которые мы посетили по маршруту далее.
Дальнейший наш путь из Астрахани лежал вдоль Ахтубы на северо-запад.
Описание экспедиции Россия и Великая Степь:
Начало экспедиции. Астрахань От Астрахани до Палласовки Узени. От Палласовки до Озинок Уральское казачье войско. Озинки - Уральск - Илек От Илека до Оренбурга Оренбург От Оренбурга до Орска Новая линия. От Орска до Троицка Уйская линия. От Троицка до Звериноголовской Пресногорьковская (Новоишимская) линия. От Звериноголовской до Петропавловска Пресногорьковская (Новоишимская) линия. От Петропавловска до ОмскаОмск
Иртышская линия. От Омска до Павлодара
Иртышская линия. От Павлодара до Семипалатинска
Иртышская линия. От Семипалатинска до Усть-Каменогорска
Рудный Алтай. От Усть-Каменогорска до Зыряновска
Беловодье. К верховьям Бухтармы
Общий обзор экспедиции и выводы