Мысли о DST

Feb 09, 2011 20:42


Посмотрев подробнее стратегию DST, c чего это начиналось и во что превратилась компания сейчас могу сказать что это были совершенно разные компании. Период развития компании я поделил на 4 этапа:
  1. NetBridge. Первый фонд.
  2. DST. Формирование портфеля.
  3. Разделение бизнеса. Mail.ru Group.
  4. Новый старый DST.
Начну с NetBridge. Именно так назывался фонд который Юрий Мильнер и его давний знакомый по банку «Менатеп» Григорий Фингер создали в 1999 году. Григорий Фингер тогда работал руководителем российского отделения американского инвестиционного фонда New Century Holding (NCH). Для формирования портфеля Григорий Фингер обратился к руководству фонда и тот согласился инвестировать $4,5 млн. если Фингер и Мильнер вложат по $750 тыс. из собственных средств. Идея создать фонд который будет инвестировать в интернет возникала у Юрия Мильнера. В новосозданном фонде доли распределились следующим образом

В 1999 году российский интернет представлял скорее экспериментальное поле, чем место где можно точно заработать. Только начали появляться порталы, клоны американских коллег. Опыта на рынке практически не было. Был только нарастающий пузырь на рынке США, который лопнул в 2001 год.

До 2001 года компания успела создать ряд проектов своими руками и ряд купить, к сожалению я не смог найти что это были за проекты, но видимо малозначимые.

В 2001 году NetBridge объединилась с популярным тогда порталом Port.ru Евгения Голанда и его партнеров, которому в числе прочих принадлежала почтовая служба Мail.ru. В этом же году Юрий Мильнер возглавил Mail.ru и стал оптимизировать процессы в компании. Было уволено 75% сотрудников и сокращены расходны на 80%, доходы все еще не покрывали расходы. Евгений Голанд и партнеры в дальнейшем вышли из бизнеса, продав свои доли владельцам NetBridge. После оптимизации было решено развивать наиболее быстрорастущий сервис Mail.ru. Вскоре Мильнер вынужден был покинуть Mail.ru, так как сбережений уже не хватало и нужно было зарабоатывать.

В 2003 гуду Mail.ru вышла в прибыль, тогда в компанию уже пришел Дмитрий Гришин, нынешний гендиректор Mail.ru.

DST. Формирование портфеля. В 2004 году появился Facebook который стал стремительно расти, на 1% в день. Где-то к этому времени фонд NCH вышел из NetBridge.

И в 2005 году Юрий Мильнер предложил создать новую компанию. Так появилась DST. DST инвестировала не глядя во все быстрорастущие ресурсы рунета. У них была стратегия инвестировать во-первых в социальные сети, поисковики, платежные системы и прочие «инфраструктурные» проекты и во-вторых в онлайн-игры. Якорными проектами как и было сказано стали социальные сети и онлайн игры. Но тем не менее в портфеле DST было много узких, нишевых проектов.

В 2007 году DST уже владела Mail.ru. И начала скупать стратегические объекты, сначала Одноклассники, позже Вконтакте.

В конце 2009 года купили Astrum Online Entertainment. В промежутке между этими годами DST, скупила или пыталась скупить много сайтов из TOP 100 рамблера. Возможно это было сделано для того что б обеспечить большую долю присутствия в РУнете, а возможно что б таким образом закрыть некоторые слабые финансовые места других проектов.

Теперь посмотрим на карту активов.


И это не полный список активов, в меморандуме удалось найти и другие. Думаю были еще и другие активы но их по тем или иным причинам продали или закрыли.

Из этого можно сделать вывод что стратегия была не такая уж и гениальная. Скупалось все что быстро росло, было на пике популярности и имело информационный шум в блогах и СМИ.

«Цена, предложенная DST, превышала те цифры, которые на тот момент нам предлагали другие фонды», - говорит Павел Дуров, один из создателей и гендиректор социальной сети «ВКонтакте»
DST купила, или точно пыталось купить, много сайтов из ТОП 100. При чем они не знали что с ними делать и каким образом они будут работать вместе. Мои слова подтверждает Максим Спиридонов в одной из своих передач.

С 2008 года началось разделение бизнеса. Я считаю это начало нового этапа. У DST уже формировался взгляд что им нужно, что нет, скупка активов уже не была такой хаотической. На этом этапе уже можно говорить про их гениальность. Что впринципи вылилось в IPO Mail.ru Group в конце 2010 года. Где в ходе первичного размещения российский интернет-холдинг привлек $912,04 млн. и стал крупнейшим интернет-холдингом Европы.

Осенью 2008-го «западный капитал полностью исчез из этого сектора», вспоминает Мильнер. Однако деньги остались у российских олигархов, и основатель DST начал переговоры с совладельцем металлургической компании «Металлоинвест» Алишером Усмановым. Усманов, как ни странно, был одним из первых российских интернет-инвесторов: еще в 2000-2001 годах он вложил деньги в электронную биржу металлов. Проект этот прогорел, но миллиардер не охладел к онлайн-индустрии: в 2008-м он приобрел половину компании Sup Fabrik, владеющей самым популярным в России блогсервисом LiveJournal.


Переговоры шли несколько месяцев и Усманов согласился инвестировать в DST. Тогда он получил порядка 30% акций. Структуру нынешних акционеров можно увидеть ниже.

В 2009 году, после появления нового акционера и новых денег, во время кризиса DST решилась инвестировать в зарубежные активы. Первой покупкой стал Facebook. Digital Sky Technologies вложил в Facebook $200 млн., оценив весь сервис в $10 миллиардов. В обмен фонд получил 1,96% компании привилегированными акциями. Кроме того, DST купил обыкновенны акций у сотрудников Facebook не менее чем на $100 млн. Именно низкая стоимость акций сотрудников в прошлом заставляла потенциальных инвесторов считать, что Facebook стоит $2-$3 миллиарда. В то время российская оценка Facebook - одна из самых высоких за время существования компании. Только Microsoft оценивала актив дороже - в 15 миллиардов долларов. Условия сделки были невероятно привлекательные для Facebook, DST не просила в место в совете директоров, тем самым не имея возможности вмешиваться в дела компании, позже такие сделки прозвали «DST-style deals». До этого в США был стереотип что русские просто не смогут участвовать в венчурных сделках. Они не понимают не чего, у Нас (американцев) это культура, история и практика наработанная годами. Именно эта сделка стала переломной.

Еще одна сделка в конце 2009 года стала инвестиция в компанию Zynga $180 млн. Zynga - известная студия-разработчик игровых приложений для социальных сетей, разработчик Фермы и Мафии.

В апреле 2010 года Digital Sky Technologies и венчурный фонд Battery Ventures инвестировали $135 млн в Groupon. Когда создателей спросили почему они выбрали инвестиции от российской компании, они сказали что хотят быть в одном ряду с такими компаниями как Facebook и Zynga. Позже DST докупила акциий Groupon в консорциуме с другими инвесторами.

Позже все зарубежные активы дорожали буквально на глазах. Произошли и другие, менее заметные сделки. Покупка ICQ, обмен акциями Naspers и возможно другие, про которые компания промолчала или сочла их не слишком значимыми.

В 2010 году китайская интернет-компания Tencent Holdings Ltd приобрела 10,26% российского фонда DST за некруглую сумму 300.002.113 долларов. Общую капитализацию российской компании Tencent оценила примерно в $2,63 млрд. В этот момент и произошло разделение западных и отечественных активов. Tencent получила долю в компании позже переименованной в Mail.ru Group.

К концу 2010 года, DST окончательно разделила активы. Образовалось Mail.ru Group, которой достались все европейские активы и миноритарные пакеты в западных активах. Скорее всего для обеспечения ликвидности на бирже и проведения успешного IPO. Структура компании стала следующая


IPO Mail.ru Group состоялось в конце 2010 года и прошло очень успешно.
Теперь попробуем посмотреть в инвестиционный меморандум и сделать несколько выводов об этом этапе развития. Этап консолидации активов.

Так называемый IVAS (Internet value-added services including online games, virtual gifts and other services) приносит компании больше половины дохода. А если глянуть конкретней то можно обнаружить

Как видно покупка Astrum Online Entertainment была очень оправдана.

«Они скупали игровые компании по очень заряженным ценникам, - рассказывает один из собеседников в интервью Forbes. - Например, TimeZero купили за 10 ее годовых выручек: это совершенно нерентабельно, но они хотели создать самую крупную компанию на этом рынке».

Теперь посмотрим на покупку Одноклассников.

Как видно из отчета проект зарабатывает на СМС платежах, их доля составляет 71%.

Mail.ru же преимущественно зарабатывает на рекламе.



Еще важным активом является HeadHunter. На его услугах Mail.ru зарабатывает ни много ни мало, а


Вышеописанные активы и есть основные для DST.

Другие активы генерируют не столь большой доход, но и доля в этих активах меньше контрольного пакета.

Новая DST, которая сейчас называется DST Global, остались пакеты в западных интернет-проектах. Сейчас стратегия очень понятна, они ищут проекты капитализация которых превышает $1 млрд.

«DST умеют дожидаться, а большинство инвесторов не умеют - хотят, чтобы ребенок был пусть кривенький, косенький, но прямо сейчас, и это часто все портит», - рассказывает основатель купленного DST разработчика компьютерных игр Nival Сергей Орловский
 Сейчас они инвестируют в недооцененные и быстрорастущие активы.

Еще я хочу отнести к новому и гениальному этапу развития компании личные инвестиции Юрия Мильнера, который стал венчурным капиталистом года по версии TechCrunch и предпринимателем года по версии Ведомости.

«У Мильнера есть то, что называется soft power, - он никогда не действует силой, он убеждает», - говорит Борис Ким, совладелец интегратора платежных систем OE Investments
 Юрий Мильнер, выручивший $112 млн. от IPO Mail.ru Group, создал фонд для финансирования стартапов Y Combinator. О фонде Start - он объявил вместе с известным инвестором Кремниевой долины, основателем фонда SV Angel Роном Конвеем и управляющим партнером SV Angel Дэвидом Ли. Инвесторы - Конвей и Мильнер, управлять фондом будет Ли. Он объявил об инвестициях по $150 тыс. в каждый стартап инкубатора. Сейчас там 43 стартапа. Условия сделки потрясающие: $150 тыс. выделяются в качестве ссуды, которая конвертируется только если/когда компания поднимет определённую сумму в рамках следующего раунда венчурного финансирования по заданной оценке. На следующий день после анонса 90% стартапов уже согласились на эти условия.

В сотрудничестве с инкубатором Грэма эта модель оправданна, считает Елена Масолова, основатель проекта Darberry (в 2010 г. продан Groupon): у него огромное количество заявок, и финансирование получают качественные проекты. Масолова говорит, что 90% стартапов нуждается в дополнительном финансировании после получения первых денег от бизнес-ангелов. Но стандартной эта модель инвестирования не станет, считает Масолова: вкладывать деньги фактически вслепую в большое число стартапов может себе позволить лишь крупный фонд, а они обычно стартапами на ранней стадии не интересуются.

Сооснователь Y Combinator Пол Грэм сказал в телефонном интервью TechCrunch, что это очень умная инвестиционная стратегия. Инвестиции окупятся полностью, если хотя бы пара стартапов выстрелит.

Я считаю что это гениальная инвестиция, которая неприменно выстрелит. И хочу от себя пожелать и дальше активно развиваться компании и делать маленькие революции на рынке.

В статье использовались материалы Forbes и Habrahabr и Google :)

Немного прогнозов на будующие из меморандума.











Все :) Спасибо тем кто дочитает до конца и оставит комментарий.

digital sky technologies, финансы в IT, yuri milner, mail.ru group, dst, финансы в разрезе

Previous post Next post
Up