Начинаю выкладывать свои переводы на русский книги Леона Вигера по этимологии китайских иероглифов, начиная с Урока 13. Буду признателен замечаниям и комментариям к переводу, т.к. могу допускать ошибки, особенно в китайских транскрипциях (пользуюсь
системой Уэйда - Джайлза).
Урок 13
(перевод с английского - О.Рахманов)
ЧУЙ. Висящий объект, кулон и он же в размноженном виде
.
Первый ряд:
удвоенный 从 можно встретить в иероглифах:
ШАНЬ. Изображение вора, несущего подмышками украденные вещи (здесь 大 в значении «человек», Урок 60А). Получаем значение иероглифа 夾 «вставлять между, зажимать».
ШЭНЬ. Название провинции 陝酉 Shen-si
ЛАЙ. 从 символизирует мохнатые колосья пшеницы, свисающие вниз. Другая часть иероглифа - графема, изображающая растение, дерево. Это разновидность «бородатого ячменя». Сейчас этот иероглиф имеет значение chia-chien, «приходить», в противоположность к 去 - «уходить». Фонетический ряд 374. Следует запомнить следующие производные:
МАЙ. Иероглиф состоит из элементов 來 и 夊 (ключ №35) - «созревшее зерно». Сейчас употребляется в значениях «ячмень» или «пшеница», в зависимости от времени, места и эпитетов, употребляемых с ним. Это 199й ключ из группы иероглифов, относящихся к зерновым.
ШЭ. 來 зерно, хранящееся в
сарае.
Сейчас этот иероглиф выглядит так 穡 и означает «бережливость», «скупость». Это можно объяснить тем, что крестьяне не склонны растрачивать зерно, которое стоили им таких больших усилий. Заметьте, что в современном написании нижняя часть 來 и верхняя часть «сарая» заменились графемой 一. Фонетический ряд 755.
ИНЬ. Логическое построение. Собака 犬, которая показывает свои зубы. Их символизирует來 вместо графемы 从 (см. стр. 16, замечание 1). Это сочетание элементов формирует фонетическую конструкцию 憖 - «желать», «просить», и т.д.
Важно: chia, «щипать» (Ур. 27F); 卒 tsu, солдат (Ур. 16M), а также другие иероглифы из Урока 27 B,C,D,E - не имеют отношения к графеме 人, о которой здесь шла речь.
Второй ряд: 人, продублированный друг под другом
, означает «волосы над глазами» (т.е. брови):
МЭЙ. Бровь. Урок 7 А.
А также символизирует свисающие фрукты в ТЯО, приносить плоды.
Третий ряд: 人, написанная четыре раза
. Стоит обратить внимание на произвольную трансформацию этого элемента в современных начертаниях иероглифов из этого ряда.
ЧУЙ. Ветка, густо поросшая листвой и цветами. Этот иероглиф был заменен следующей производной, его синонимом и омофоном.
ЧУЙ. Висеть, свисать. Это предыдущий иероглиф, совмещенный с графемой 土, земля (Ур. 81), листья свисают вниз, к земле. Фонетический ряд 485.
ХУА. Цветок. Весеннее буйство
(Ур.58Е)
листьев
и цветов.
В древнем начертании иероглифа, графема 艸 - это ключ «обилие, избыток» (Ур.78B). Фонетический ряд 687. Современный иероглиф 花 можно трактовать как 艹 растительную 化 эволюцию, то есть путь от семени до самого цветка.
ЧА. Отклонение, ошибка. Логическое построение. См. Урок 46 С, этот иероглиф рассмотрен подробно. Фонетический ряд 506.
СУ. Эпонж (шелковая ткань), 糸 шелк, получаемый из коконов шелкопряда, собранный на
ветках шелковицы. Chuan-chu, естественный, простой. Фонетический ряд 506.
ГУАЙ. Схематичное изображение торса, вид сзади: вертикальная черта - позвоночник, элементы по бокам
- мышцы, горизонтальная черта 一 обозначает талию.
От этой графемы происходит
ЧЖУ. Спина. 脊 (о 月 см. Ур.65)
ГУАЙ. Нечетный, неправильный. См. Урок 103 С.
Писцы по каким-то необъяснимым причинам заменили два предыдущих иероглифа на один
, который визуально не имеет с ними ничего общего и означает «спина»,
«нечетный», «неправильный».
Урок 14
(перевод с английского - О.Рахманов)
Графема
и ее важные производные.
В этом уроке будет рассмотрено 3 ряда иероглифов с элементами
,
今, 金.
ЦЗИ. Понятие единения, собрания, соединения, стыковки различных элементов представлено в виде трех черт. Число 3 раньше означало «много». Сегодня понятие объединения выражается иероглифом 集 (Ур. 119 G).
Графема
является образующим элементом для следующих иероглифов.
Первый ряд:
ХЭ. Союз, соглашение, гармония. Этимологическая трактовка такова: много (три) ртов 口 (Ур.72) разговаривают одновременно; хорошее понимание. Фонетический ряд 198.
Следует отметить две следующие производные:
ДА. Горох, овощи 艸, чьи ветви сплетены, становятся большими. Чжуань-чжу: вступать, адаптироваться, отвечать.
Что касается последнего значения - отвечать - то оно сейчас передается другим иероглифом 答, что не поддается объяснению.
Фонетический ряд 570.
ЯНЬ. Объединить 合 руки
, чтобы укрыть (накрыть) что-либо (Ур. 47). Фонетический ряд 496.
ШЭ. Навес, палатка. Объединение земляных стен 口 и тростниковой крыши
(Уроки 74 и 78). Современная форма иероглифа, скорее всего, образовалась от 舌 (Ур. 102 С) ключ 135, под которым он и значится в Хан-си. Однако здесь не осталось никакой связи с древним иероглифом.
舌 образует иероглиф 捨 - расставаться, отвергать.
ЮЙ. Я, сам. Если сравнивать с предыдущим иероглифом, то можно заметить, что здесь элемент 口 заменен элементом 八 (разделять, различать). По китайской традиции, каждый, кто входит в дом (помещение) 舍, должен 八обозначить свое присутствие, сообщив, кто он такой и зачем пришел. Иначе, человек, тихо вошедший, будет вызывать подозрения. Фонетический ряд 319. Этот иероглиф присутствует как фонетик в следующем иероглифе:
ЧА. Чай. Современные писцы и каллиграфы исказили древнюю форму записи иероглифа, убрав верхнюю горизонтальную черту.
Фонетический ряд 507.
ХОЙ. Собираться вместе, встречаться. На примере древнего написания иероглифа можно проследить этимологию: собирать 合 множество, которое здесь представлено в виде 彡 три. Фонетический ряд 736.
Трактовку современного написания см. Урок 40 D.
ЦЯНЬ. Встреча, вместе. Образован от
собирать, 人人 несколько человек, 口口 несколько ртов. Хорошо известный факт, что толпа китайцев не может поддерживать тишину. Фонетический ряд 726.
ЮЙ. Небольшая лодка, простая баржа. Соединение нескольких досок формирует элемент 舟 лодка; подниматься вверх по реке 巜 (Ур.2 D). Стоит отметить, что 月 это видоизмененная 舟 лодка. Также следует помнить, что граверы часто заменяли элемент 巜 на 刂, который ошибочно воспринимается как ключ 18 (Ур.52). Фонетический ряд 501.
ЛУНЬ. Собирать
документы
(Ур. 156), чтобы сравнивать, планировать и обрабатывать их. Фонетический ряд 380.
ЯО. Несмотря на то, что этот иероглиф очень похож на предыдущий, у него другое происхождение. Значение иероглифа «флейта», «флейта Пана»: соединение
нескольких бамбуковых трубочек, отверстия 口 которых расположены в ряд, и все вместе дающее звук, аккорд, гармонию. Это ключ 214, относящийся к дудочкам и подобным музыкальным инструментам. Фонетический ряд 835.
ЛИН 令, декрет, указ, дополненный иероглифом 口 рот, что в результате дает иероглиф 命 МИН, приказ.
Разница между 令 и 命 (и тот, и тот - приказ) в том, что 卩 печать
закрепляет приказ на бумаге, в письменном виде, тогда как 令 приказ отдается 口 устно.
В философском контексте 命 означает приказ, Слово, посредством которого Небеса дают человеку жизнь и определяют его судьбу.
Очень хорошо иллюстрируют это значение 2 древних формы этого иероглифа:
- 口 уста Небес устанавливают судьбу человека в пространстве между 二 Небом и землей (Ур.2 D).
-
сотворение судьбы человека 人.
Фонетический ряд 135.
Стоит отметить, что в современном написании
может быть с легкостью заменено на 入, 八 или 人. В Хан-си иероглиф 兪 значится под ключом №11 入, а 余, 侖 - под ключом 人. Однако присутствие горизонтальной черты графемы
в этих иероглифах, бесспорно, указывает на истинное происхождение иероглифов.
Второй ряд: 今 - этот иероглиф стоит особо выделить среди производных от
, поскольку он участвует в образовании многих других важных производных.
ЧИНЬ. Текущий, настоящий момент, понятие действительности, присутствия. В композиции иероглифа присутствует некая тавтология:
объединение,
контакт. Также последний элемент часто пишется в зеркальном отражении
. См. Урок 19 Е. Фонетический ряд 17.
ХАНЬ, ХЭНЬ. Держать во рту: иметь в настоящий момент 今 что-то во рту 口. Значение иероглифа Чжуань-чжу - содержать, закрывать. Фонетический ряд 272. Следует отличать иероглиф 含 от 吟 yin, бормотать, который состоит из таких же элементов.
ДАНЬ. Жаждать, страстно желать. Это чувство возникает, когда человек в данную минуту 今 находится в присутствии драгоценности 貝.
НЭН. Вспоминать, снова думать о чем-либо: сделать что-либо 今 присутствующим сейчас в сердце, душе 心.
Производные значения: говорить, излагать, читать. Эти действия призваны оживить в настоящем образ вещи, которая осталась в прошлом.
Фонетический ряд 385.
ИНЬ. 酉 вино, 今 новый. Эти элементы образуют новый иероглиф.
ИНЬ. Пить, поливать. Сейчас этот иероглиф пишется как 飲, где присутствуют элементы 欠 желать и 食 еда. В древности было 3 разных иероглифа:
- ИНЬ. Принимать воду 水 в чьем-то присутствии今 - пить.
- ИНЬ. Принимать пищу 食 в чьем-то присутствии 今 - есть.
- ИНЬ. 欠 Желать 酉 вина - пить.
Первый иероглиф, правильный, со временем устарел и вышел из оборота. А из второго и третьего иероглифов было взято по элементу - так появился совсем не очевидный по трактовке иероглиф 飲.
ИНЬ. Пасмурная погода. Буквально: сейчас 今 облака 云 (Ур. 93 A). В дуалистической концепции
Yin (Инь) обозначает низменные процессы и явления (темные, мрачные) и является противоположностью
ЯН высшим процессам и явлениям (светлым, ярким). Сейчас Инь и Ян записываются соответственно: 陰 и 陽.
Дословно 陰: тенистый северный 阝 водораздел (речной бассейн) долины. 陽 - солнечный южный 阝 водораздел (речной бассейн).
ЧЭНЬ. Острый 山 горный пик (Ур.80). Это фонетическая конструкция.
ЦИНЬ
ЦИНЬ
Третий ряд: 金
ЦЗИНЬ. Металл. Согласно китайской геологии, металлы зарождаются в земле. Отсюда и этимология иероглифа: в недрах
земли 土 лежат 2 золотых самородка. 今 выступает в роли фонетика. Нижняя черта 今 слилась с верхней чертой 土 и иногда эта пара изображается в зеркальном отражении (см. K выше). Такая интерпретация иероглифа была дана Li-ssu.
Более древнее написание иероглифа включало в себя 4 золотых самородка, горизонтальные черты, обозначающие слои залегания этих самородков и крышу (крышку), которая говорила о том, что все перечисленные элементы находятся под землей.
金 - это ключ 167, относящийся к ряду иероглифов, описывающих металлы и их использование.