Полет над Планетой Огонь. Death - Symbolic.

Aug 07, 2009 00:44



Полет над Планетой Огонь.
Недавно вышли переиздания всех альбомов Death. Некоторые - ремастеры в супер-красивых картонных коробках, некоторые с бонус-треками, один с бонус-DVD. Чак наконец-то получил прощальный поклон от фирм, ранее не обеспечивших его даже приличной медицинской страховкой, что и явилось одной из причин его ранней смерти. Ну да ладно, видимо, им это сейчас стало выгодно, а с их кармой не нам разбираться.
Этой рецензией на альбом четырнадцатилетней давности я попытаюсь открыть серию рецензий на свои любимые альбомы разных лет.


К моменту написания альбома Чак отказался от практики "звездного состава". Из предыдущего состава остался только Джин Хоглан, и он здесь великолепен. Двое новых музыкантов - сравнительно неизвестные и ни в каких звездных проектах не замеченные, тем не менее они играют более чем достойно - что сильно контрастирует с историями более коммерческих групп, часто набиравших на замену совсем бестолковых музыкантов, и выпускавших альбомы даже если с приличной музыкой, то с совершенно непотребным исполнением. Особо отмечу кристально чистый звук, созданный Джимом Моррисом - пожалуй ни одна студия в мире кроме Morrisound не умеет такой делать. Здесь на всех песнях очевидно потрясающее чувство меры, во всем - в длительности отдельных фрагментов, баланса между тяжестью (и какой!) и прозрачной мечтательностью. Все гитарные соло - праздник вкуса. Это никакие не "запилы", и не гитарные мастурбации, которыми грешат почти все прогрессивщики - они вживлены прямо в ткань песни, там нет ни одной лишней ноты, а все которые есть - те абсолютно на своем месте. Практика смены мелодий и ритмов, которую Чак начал на Spiritual Healing, доведена до совершенства, отдельные мелодии, как бы они ни отличались, не звучат несвязно, а синергетически друг друга дополняют, для создания живой вибрирующей многомерной образности. Даже вокал... ну скажите, вы любите дэтовый вокал? Своеобразная вещь, правда? Но здесь - совершенно неотъемлемая часть музыки, как острый перец в кухнях южных народов. Выкинь его - и получается что-то совсем не то.

Альбом необычайно визуален. Это - ночной полет над Планетой Огонь, с ясным звездным небом над головой. Полет абсолютно бесшумный, то ли на воздушном шаре, то ли на огромных крыльях демона. То опускаетесь ниже и проноситесь на огромной скорости над страшными каменными ущельями, над песчаными пустынями и морями огненной лавы. То вдруг поднимаетесь высоко-высоко, к звездам, откуда уже плохо видны детали раскаленной планеты, и слышна музыка сфер. То приближаетесь к островам-городам, и внимательно разглядываете все творящиеся там мерзости: секты, тоталитарные общества, бесправные суды. И смотрите на других - одиночек, пытающихся лететь - вверх, к звездам, к лучшим планетам.

Symbolic

Альбом открывает роскошный медленный рифф, которому бы позавидовала любая дум-группа. Он повторяется несколько раз, и на каждом этапе добавляются другие инструменты, а затем вокал - и сразу становится понятно, что музыка никакого отношения к думу не имеет, это прогрессивный дэт, вмеру четкий, в меру аритмичный. Затем все срывается с места в бешеный карьер, и это уже - дэт-метал высшей пробы, жесткий и бескомпромисный. Темп постоянно меняется, быстрый-средний-медленный, это недаром заглавная песня она задает тон всему альбому, представляя вкраце все его элементы. Начало полета - где? Загляните внутрь, начните полет в себя, в свою память - и начните его с детства, с абсолютной невинности. Глубоко личные, интроспективные тексты - визитная карточка альбома.

Zero Tolerance

Сочная небыстрая отбивка ритма на ударных переходит в куплет в несколько рваном, но тем не менее четком ритме, в котором паузы между строфами заполняются короткими мечтательными соло. И это вдруг совершенно неожиданно проваливается в супер-медленный припев, на фоне полуакустических переборов, красивейшего многоголосья остальных инструментов и грозного вокала. Пролетаем над кельями создателей лживых образов, слухов и сплетен, и видим, как они создают себе кармическую западню, из которой может уже никогда не быть выхода. Это одна из наиболее часто исполняемых песен на концертах.

Empty Words

Медитативный акустический перебор превращается в тяжелый среднемедленный куплет, как и большинство песен альбома сопровождаемый короткими гитарными соло между фразами, и как всегда - со множеством разных мелодий. Нечеткие тени: пустые слова, невыполнимые обещания - это даже не город, а просто мираж в раскаленных дюнах. Еще один обязательный номер концертных программ.

Sacred Serenity

Быстрое интро - и неожиданно ровный куплет в среднем темпе. К припеву мелодия не ломается и не заменяется на принципиально другую, а просто плавно развивается в том же темпе. Классический кричащий дэтовый вокал на фоне медитативных соло и тяжелых риффов и создает эту необыкновенно красивую картину полета сквозь огонь. Полет продолжается соло-секцией в прежнем темпе, и вдруг вырывается из огня к звездному небу - тяжелые риффы резко заменяются акустическими переборами с очень медленной соло линией. Этот прорыв открыт только для светлых, для бесхитростных и непосредственных.

1000 Eyes

Среднетемповое вступление, резко меняется на быстрое и аритмичное начало куплета. В коронном стиле Death, в этой песне мелодии и темпы проносятся с калейдоскопической скоростью, от очень быстрых до сравнительно медленных, сохраняя убийственную тяжесть - как всегда разбавленную красотой медитативных соло. Полет проходит над Паноптикумом* - крепостью тоталитарного общества всеобщего соглядатайства и доносительства, всевидящего тысячеглазого Большого Брата.

Without Judgement

Летим дальше, над городом бесправия, где для виновности достаточно лишь слухов, где "нет дыма без огня", где сложность суда подменяется простотой линча.. Самая разнообразная композиция альбома, в нее напихано столько мелодий, риффов, проигрышей, тяжелых и давящих - и прозрачных акустических, сыгранных в унисон - и многоголосых, быстрых, средних и медленных, что описывать их все не имеет никакого смысла. Любой другой группе этого набора хватило бы песен на пять, причем вполне приличных, Чак же демонстрирует просто чудеса щедрости.

Crystal Mountain

Еще один обязательный номер концертных программ, эта песня очевидно имела для Чака особое значение. Она действительно очень удачная для живого исполнения, очень хорошо запоминающаяся, почти вся написана в одном быстром темпе, идет лишь тонкая игра со звучаниями - между тяжелым и полуакустическим, не считая одного медленного вокального пассажа и умеренно-быстрого соло. Пролетаем над хрустальной горой, оккупированной тоталитарной религиозной сектой.

Misanthrope

Очень сложная и неустойчивая песня. Быстрая, тяжелая, практически отсутствует обычная медитативность. Все исполнение достаточно напряженное, постоянные смены ритма и темпа, мелодийные ходы не разрешающиеся в устойчивую гармонию - она в чем-то близка по звучанию современному техно-дэту. Медленный проигрыш в середине - тоже как бы не оканчивается, а прерывается умеренно-быстрым соло. Создается впечатление, что эта неустойчивость не случайна, а именно так и задумана. Понять смысл тоже непросто - похоже, что мы летим около корабля космических пришельцев, молча и недобро исследующих земную жизнь. Да, мы - не одни, но и они - тоже тот еще подарочек.

Perennial Quest

Среднетемповое вступление с красивым соло не должно никого смущать - это самая сильная и напряженная песня альбома. Перемены темпа носят уже характер разлома земной коры - от Grave до Presto и обратно, припев с разрывающими саму ткань музыки паузами, неожиданный мажорный (если не сказать - помпезный) проигрыш в середине, но тем не менее ощутимый надрыв, проходящий через нее красной строкой, медитативная акустическая концовка... Похоже, что именно этой песней Чак хотел высказать свою главную мысль на этом альбоме - о необходимости духовного поиска, взаимопомощи в нем, поиске света в середине ночи. Это - о летящих ввысь, не знающих - есть ли, куда  им лететь, но не теряющих веры и надежды.


Бонус-треки
В новом издании в качестве бонус-треков приложены демо нескольких песен. Все мелодии практически без изменения, вокала нет, отличается лишь исполнение, и весьма разительно. На первых четырех песнях драм-машину программировал тот же Джин Хоглан, а бас-партии исполнял легендарный Стив ДиДжиорджио - соратник Death по двум предыдущим альбомам. Только ради одной лишь его игры эти демо стоят прослушивания, кто любит звучание безладового баса с подтяжками - поймет почему. Бас просто дышит, привносит дополнительное измерение в музыку.
Последняя песня - демо, записанное Чаком в одиночку, включая вокал, гитары, бас, программирование драм-машины и даже эффекты; еще один образец абсолютной гениальности этого человека, хотя уж казалось - что тут доказывать.
*Паноптикум (греч. пан - всё, оптикоc - зрительный): здесь - проект идеальной тюрьмы Иеремии Бентама, в котором один стражник может наблюдать за всеми заключенными сразу, и они не могут знать в какой именно момент за ними идет наблюдение. В русском языке часто используется в других значениях.

рецензии, metal

Previous post Next post
Up