Уникальность эмигрантского опыта

Nov 11, 2019 10:59

Опыт эмиграции - удивительная вещь: это возможность изменить свою жизнь и начать свой путь заново. Не так часто нам в жизни выпадает такой случай. Хотя это возможно и не покидая пределов своей страны, разумеется, но устроить себе такой квест, чтобы и окружение стало совсем другим, и работа, и обстановка, и язык, и менталитет окружающих людей, довольно проблематично. Не каждый при этом хочет кардинально менять свою жизнь, или хочет уехать, но для того, чтобы скорее улучшить уже приобретенное и накопленное, нежели все начать с нуля, но ожидания и действительность, как мы знаем, - это разные вещи. Жизнь чаще всего меняется существенно, иначе не нужно было бы уезжать. У Флоринды Доннер было такое понятие как «колесо случая» - событие, которое полностью меняет направление твоей жизни, после которой она уже никогда не будет прежней. Эмиграция - это фактически такое событие. Это приключение. Это лайт версия путешествий тех самых Васко да Гама, Кука, Беринга, Магеллана и Миклухо-Маклая, которые отправлялись в чужие края искать новые земли и новые возможности. Это квест, и найдешь ли ты в эмиграции свою силу или свою погибель, не знает никто.

«Направо пойдешь, коня потеряешь; налево пойдешь,
кошелек потеряешь; прямо пойдешь, расстанешься с головой»
Однако представлять эмиграцию в виде романа с миром, романтичного приключения - это, как говорится, just a single story, история с одного бока. Это во многом и прежде всего устройство материально-бытовой стороны жизни, счета-банки-пенсия-страхование-работа-жилье-медицина. Если в стране исхода все это, скорее всего, уже было налажено, и дух мог воспарять в поисках пира и исследования нематериальных аспектов бытия, то в новой стране надо сначала обустроиться, и на это могут уйти годы.

Так как в эмиграции жизнь меняется и перестраивается, то часто свой эмигрантский путь кажется очень уникальным. Каждый сам себе Крузенштерн и Санников, каждый открывает свою собственную Америку и Австралию, каждый выстраивает со страной прихода свои собственные отношения: влюбляется в нее, разочаровывается, устанавливает временную или постоянную связь. Новая страна может быть и мачехой, и возлюбленной, и женой, и сестрой, и теткой, и даже десятой водой на киселе. «Я с тобой временно, не рассчитывай на меня,» - говорим мы и остаемся с ней на долгие, долгие годы. Кажется, что твой путь уникален, и им до тебя никто не ходил, никто не чувствовал так, как ты. Это и так, и не так. Различия, безусловно, есть, так как начинаем мы все-таки не с нуля, у нас у всех есть свой личный багаж и разные стартовые данные, а также всякие персональные характеристики как то оптимизм/пессимизм, высокая/низкая стрессоустойчивость, закрытость/открытость новому опыту, отсутствие/наличие любознательности. У нас разные ценности, которые могут совпадать и не совпадать с доминирующими ценностями страны прихода, а также свой ритм и свои мечты, которые либо могут, либо не могут реализоваться в новой стране. Но все-таки чаще всего различия проявляются в качестве неких сложившихся результатов, а путь примерно один. При ближайшем рассмотрении общего оказывается гораздо больше, чем разного. Каждый так или иначе разбирался со своим статусом в новой стране, искал жилье, работу, учил язык, исследовал гласные и негласные правила социума, выстраивал новую идентичность, заводил друзей, любимых, справлялся со стрессом, искал свой ритм и новые хобби. Через все то, через что проходит каждый отдельно взятый эмигрант, до него уже прошло и проходит в данный момент огромное количество людей, и этот опыт универсален, общедоступен и потому очень ресурсен. Все ищут работу, все испытывают стресс, все что-то теряли. Не все говорят об этом, так как часто это не просто и это еще надо суметь осмыслить, поэтому рождается миф, миф об успешной или неуспешной эмиграции. Миф - это когда нет времени что-то объяснять, а донести информацию надо быстро. И эмигрант, попадая в плен этого мифа, часто оказывается в одиночестве уникальности своего пути, которое может перерасти в реальное одиночество в жизни. С местными отношения не очень складываются, потому что не все понимают, через что эмигрант прошел (и проходит), а со «своими» тоже складывается не очень, так как каждый может быть по разные стороны мифа.

Чтобы миф перешел в категорию опыта, обычного, простого, универсального, доступного для изменения и воспроизведения, должно произойти «заземление в реальности». Каждый уникален не тем, что он эмигрант, а просто самим фактом того, что он человек, со своей личной историей, вне зависимости от его отношения к эмиграции. Сравнение вообще не полезно, но в эмиграции оно приобретает особенный колорит, ведь рядом те, кто разделяют ту же дорожку и бегут, вероятно, к той же финишной прямой. Не полезно слишком сравнивать, но и слишком разделять свой и чужой опыт - глядя на результаты, думать, какие же мы все разные - тоже не полезно. Мы и в стране исхода были разными. Есть две крайности, которыми грешат «понаехавшие», - либо обособиться, либо слиться. Обособляются часто, чтобы не было так болезненно сравнивать, а сливаются из страха. Еще есть тенденция проводить параллели и различия по национальному признаку, но и то, и другое скорее приводит к изоляции, нежели к адаптации.

Заземление - это видение личностного своеобразия и в то же время общности в базовых вещах. Это чтение и слушание историй - чтобы видеть красоту и силу похожих намерений за каждой историей. Это общение с людьми, как можно большим количеством людей, и при этом не вовлечение в воронку чьего-то персонального опыта. Эмиграция - сложная вещь, и люди в ней очень уязвимы. Эмиграция - это опыт ретравматизации, она возрождает все те травмы, которые были не залечены, она делает человека хрупким, иногда беспомощным. В начале эмиграции у тебя многое не получается, ты теряешь дар обычной речи, из умного человека ты превращаешься в того, кто пялится на собеседника и не может понять или сказать банальных вещей, у тебя нет работы, нет дома, нет друзей, нет любимых. Все, что у тебя есть, - это знание о том, кем ты был когда-то. Это, конечно, любопытно другим, кем ты был у себя на родине, но это не значит, что тебя сейчас возьмут на работу. Все надеются на лучшее, но не у всех оно получается. Это больно. Иногда все мосты сожжены, и все, что остается, - это смириться с тем, что ты в глубине души считаешь своим поражением, жить с этим и придумывать себе какие-то истории, чтобы утешиться: «хотел бы, да тут так нельзя», «тут все не так», «нет возможностей», «получается только у…» Главное в них не втягиваться, не начать опровергать, если у тебя другой опыт, не жалеть и не пытаться спасать. Каждый имеет право на свои собственные истории и свою правду.

А вот что полезно для заземления, так это заводить и записывать свои истории: «история о том, как я… и как я это пережил», «история о том, как я чуть не…», «история о том, как я понял, что…» Помнить о том, что эмиграция действительно способна дать новый старт и изменить жизнь, это действительно то самое «колесо случая». Травмы, стресс и жизненные вызовы, которые были встречены и приняты, открывают окна в новые возможности, дают доступ к новой силе и развивают навыки.

Важно уметь увлекаться и очаровываться. Это дает возможность пережить неприятные и сложные моменты, полюбить свою страну, получить энергию и приятные эмоции.

В эмиграции надо искать друзей. Это задача, и не стоит ждать, что они заведутся сами, даже если раньше заводились. Вообще не стоит сравнивать свой прежний и текущий опыт, так как раньше все было по-другому, и мы были другими. То, что легко получалось 10 или 20 лет назад, может не получиться в новых обстоятельствах, поэтому просто ставим новую задачу в новых условиях с новыми данными, и если надо начинать с нуля, то просто начинаем. И не бояться говорить себе, что начинаешь с нуля. Лучше сказать, что начал с начала и приобретаешь новый опыт, чем критиковать себя за то, что разучился или потерял форму, тем более, что это и правда новый опыт в новых условиях.

Заземляться - это искать романтического партнера, если нет того, которого привез с собой, и это тоже задача, такая же как найти работу и друзей. Вообще в эмиграции на такие вопросы начинаешь смотреть проще. Близкие люди, друзья, партнеры вполне могут стать одной из списка прагматических задач наряду с поиском работы и покупкой квартиры, если ты в новой стране. И это может быть еще одна «история о том, как я…», уникальная с точки зрения твоего персонального жизненного пути и универсальная относительно среднего эмигранта.

канада, стресс, эмиграция

Previous post Next post
Up