Из недавней истории - рассказ по просьбе ...

Dec 31, 2013 23:38

Несколько недель назад в дружественном журнале я обещала рассказать про поступление в вузы в конце 70-х начале 80-х город прошлого века в СССР, конкретно - о государственном антисемитизме. Я расскажу только о том, что видела и слышала сама, или о том, что мне рассказывали сами участники событий. Я обещала сделать это до нового года. Начала писать ( Read more... )

history

Leave a comment

tanyamarch January 1 2014, 06:14:52 UTC
Вполне возможно, что так и было, но уникальности, избирательности , касающейся ТОЛЬКО евреев, не было. Точно так же (даже еще хуже, потому что гражданство давали в единичных случаях) дело обстояло, например, с дальневосточными корейцами. Точно так же заваливали многих приезжих (не-москвичей и не-ленинградцев), поступающих в столичные ВУЗы, Были и негласные ограничения по количеству медалистов в школах, и т.д. Про антисемитизм больше знаем исключительно из-за определенной специфики проблемы и численности ограниченных в правах.

Reply

hettie_lz January 1 2014, 06:18:39 UTC
Я обещала рассказать только о том, что я сама видела.

Reply

tanyamarch January 1 2014, 06:23:35 UTC
Да, еще: была и жесточайшая дискриминация по половому признаку. На экономическом факультете заваливали умных девочек ради хотя бы нескольких тупых мальчиков :). А дискриминация по так называемому "социальному происхождению"?! В общем, повторюсь: ситуация с дискриминацией евреев не была уникальной для СССР. Но практически только евреи имели возможность сменить место жительства (страну).

Reply

thawing_wind January 1 2014, 11:28:48 UTC
Бабушка моя сто лет назад поступала, ее не заваливали, ее просто не брали при всех пятерках с формулировкой именно про "социальное происхождение". В результате она поступила в городе, где работал ее дед, которому она и была обязана своим неправильным социальным происхождением.

Reply

hettie_lz January 1 2014, 12:06:30 UTC
Это - немножко другое. Вернее - очень другое.

Reply

thawing_wind January 1 2014, 16:00:42 UTC
другое, в смысле, что так прямо и говорили: "Мы вас не берем за проклятое буржуйское происхождение?" На экзаменах не заваливали?

Reply

hettie_lz January 1 2014, 16:05:23 UTC
Да. И в том, что я видела, ужасно было именно то, КАК это происходило. Самое плохое было не то, что не брали, а то, что при этом от человека оставалось. "Не брали" и в царской России, были процентные нормы и в гимназии, и в университеты, но это было достаточно "прозрачно", это не было шоком.

Reply

taniater January 1 2014, 17:30:51 UTC
Я внимательно читаю эту ветку, хотела услышать ваш ответ. Про шок и масштаб поняла. У меня было наоборот, в конце 80х меня, школьницу, родители настраивали, что могут завалить, примеры из жизни приводили. Объясняли, что можно уехать, если что. Анкета, как вы говорите, у меня была чистая, так что пронесло. И какое-то количество евреев уже брали тогда, не знаю, на общих основаниях, или по инерции срезали, но не так подчистую.

Reply

hettie_lz January 2 2014, 01:22:02 UTC
да, именно так.

Reply

thawing_wind January 1 2014, 20:05:51 UTC
Ну, то есть вот когда я у френда в комментариях читаю про американские университеты, что там могут не взять, не объясняя причины, это нормально именно потому, что не врут, а прямо так и говорят, что брать не обязаны? Я, в общем, вранье тоже очень сильно не люблю, да, и неожиданно обнаруживать его в критических обстоятельствах - не люблю еще больше, но материальный конечный результат для поступающего может выйти одинаково неприятный, как было бы и с моей бабушкой (и было с моим отцом, сыном на тот момент репрессированного, которого вполне официально по этому поводу не брали практически никуда), если бы у нее не было такого дедушки.

Reply

hettie_lz January 2 2014, 00:59:54 UTC
Да, в американских совсем другая система, и там основное правило состоит именно в том, что правил нет. Грубо говоря, берут того. кто понравился, и задача - именно понравиться. Это все равно часто бывает шоком и именно поэтому школьникам объясняют, что нельзя "зацикливаться" на один университет, что гарантии никто не дает, что надо сразу целиться на широкий спектр школ. А когда человек зациклен на чем-то одном, то получаются эффекты, очень близкие к тем, о которых я тут написала.

Материальный результат может быть один, а вот моральный - разный. В том числе чувство беспомощности, бессильности, раздавленности.

Reply

thawing_wind January 2 2014, 09:34:31 UTC
Большинство моих одноклассников собиралось в керосинку, именно потому, что все знали про вероятность еврею поступить на мехмат. Ну, то есть это обсуждалось вполне широко.

Reply

hettie_lz January 2 2014, 14:16:42 UTC
Ну вот в моей реальности это было не так. То есть, даже при понимании, что поступить трудно, считали, что этот самый "один шанс из ста" есть, и что он определяется знаниями.

В любом случае, американская система - с другой планеты. Мне мои дети уже высказали словами свои комментарии к этому посту...

Reply

kozulina12 January 1 2014, 06:51:45 UTC
Угу, вот тоже подумалось, что процветали и другие формы дискриминации - иногородних, девочек итд

Reply

hettie_lz January 1 2014, 11:52:55 UTC
Это совершенно разного масштаба явления.

Reply


Leave a comment

Up