Навеяло (см. "Как Илон Маск дурит всех" от skeptimist'a и особенно комменты).

Aug 11, 2017 22:25

Вообще-то про Илона Маска уже давно сняли мультфильм.

image Click to view



Originally posted by skeptimist at Как Илон Маск дурит всех


Когда я слышу об Илоне Маске, то сразу думаю о реинкарнации Остапа Бендера.
Американские Нью-Васюки он рисует столь блестяще, что дух захватывает от перспектив.
Однако грандиозное разводилово настигнет всех лохов неизбежно. И разве на его нахальном лице всё не написано?

Лента новостей запестрила материалами, сообщающими о новых грандиозных успехах и блестящих перспективах всех проектов инновационного гения Илона Маска: от электромобилей Tesla до «вакуумного транспорта» Hyperloop. Правда, все эти успехи и перспективы при ближайшем рассмотрении, оказывается, носят несколько виртуальный характер, но ведь не бывает дыма без огня, а рекламы без бюджета.

Особенно стараются «раскрутить» космическую компанию Маска SpaceX, которая претендует на серьезную бюджетную поддержку со стороны администрации Дональда Трампа. 45-й президент США, как известно, включил Маска в число 16 своих советников по вопросам «стратегии и политики», так что нужно подавать товар лицом.

На специально организованных слушаниях в подкомитете Сената США старший вице-президент SpaceX Тим Хьюз выступил с докладом, в котором заявил буквально следующее:

«До появления SpaceX с ракетой-носителем Falcon 9 рынок запусков коммерческих космических аппаратов фактически принадлежал Франции (Arianespace) и России (Роскосмос): ни одна американская компания не отправила ни одну коммерческую миссию на геопереходную орбиту с 2009 года. SpaceX вернул этот многомиллиардный рынок Соединенным Штатам»

Кроме того, Хьюз сообщил, что компания завершила 2013 год с 10% рынка (у России было 60%, у ЕС - 20%), в текущем году ее доля достигнет 45% (у ЕС - 40%, у России -15%), а в 2018 году SpaceX захватит 60% мирового рынка коммерческих пусков, у ЕС останется 30%, а у России - менее 10%.

В целом же в портфеле заказов SpaceX - 70 пусков общей стоимостью около 10 млрд долл. При этом капитализация компании только за последние два года выросла почти вдвое: с 11 до 21 млрд долл.

Так что, надо понимать, дело верное, деньги американских налогоплательщиков пойдут на восстановление лидерства США в околоземном пространстве, слегка утраченное после высадки астронавтов (т.е. звездоплавателей, заметим, хотя где «Аполлоны», а где звезды?) на Луну…

В общем, как говорят в определенных кругах, «понты дороже денег»…

Теперь давайте посмотрим на «матчасть» - благо, реестр космических пусков не является биномом Ньютона или государственной тайной.

2013 год - SpaceX осуществил два запуска своей ракеты Falcon 9 с космодрома Канаверал: 1 марта (выведен спутник SpaceX Dragon) и 3 декабря (выведен спутник GEOStar). Кроме того, 29 сентября Falcon 9 с пятью спутниками на борту стартовал с базы ВВС в Ванденберге. Итого - 3 запуска из 79.

2014 год - с космодрома Канаверал произведены пуски 6 января, 18 апреля, 14 июля, 5 августа, 7 сентября и 21 сентября - всего 6 стартов (17 спутников) из 89.

2015 год - с космодрома Канаверал произведены пуски 10 января, 11 февраля, 2 марта, 14 апреля, 27 апреля, 22 декабря - всего 5 стартов (35 спутников) из 81. 28 июня произошла первая серьезная авария SpaceX, утрачены 10 спутников США.

2016 год - Ванденберг 17 января, Канаверал 4 марта, б мая, 27 мая, 15 июня, 18 июля - всего 6 стартов (8 спутников) из 83.

2017 год - Ванденберг 14 января, 25 июня , КЦ Кеннеди 19 февраля 1 и 15 мая, 3 и 23 июня, 5 июля, Канаверал - пока отсутствует. Всего 8 стартов (32 спутника) из 45.

Не знаю, как считал долю SpaceX на рынке Тим Хьюз, но если - по деньгам, то пусковые услуги России в непилотируемом коммерческом секторе в 2013 году стоили 760 млн долл., в 2014 году - 220 млн долл., в 2015 году - 490 млн долл., в 2016 году - 270 млн долл. Для ЕС соответствующие цифры составили: 2013 - 710, 2014 - 920, 2015 - 960, 2016 - 1020 млн долл.; для США 2013 - 340, 2014 - 470, 2015 - 340, 2016 - 590 млн долл. (все данные - по отчету Ecoruspace.ME). Причем многие коммерческие запуски США осуществлялись не фирмой SpaceX.

То есть реальная картинка ни по одному из возможных показателей и ни по одной из возможных комбинаций таких показателей не совпадает с докладом главного космического помощника Илона Маска американским сенаторам. Что, соответственно, ставит под вопрос и нарисованные им перспективы на ближайшее будущее.

При заявленной стоимости пуска одной РН Falcon 9 в пределах 32-35 млн долл. можно сделать вывод о том, что они принципиально убыточны, т.е. никаких прибылей SpaceX пока не генерирует. Это подтверждается и данными Wall Street Journal, активно участвующей в создании «мифа о Маске».

Кстати, почему главный космодром США Канаверал перестал предоставлять свои «столы» для запусков Falcon 9 в 2017 году? Или космическая компания Маска просто «уходит» под крыло НАСА?

Вам это ничего не напоминает?

В общем, можно сделать вывод о том, что ситуация со SpaceX выглядит точно так же, как история со «сланцевой» нефтегазоиндустрией США. Реальные финансовые потоки таковы, что себестоимость производства оказывается выше продажной цены и без источников внешнего финансирования «загнется» очень быстро.

Технологические проблемы с «многоразовой» первой ступенью РН Falcon 9 уже достаточно хорошо описаны, так что здесь ничего исправить не удастся. Поэтому рассказы о «невидимой руке свободного рынка» и его невероятных преимуществах над российским «бюджетным» космосом - и такой же «нефтянке» с ее «попилами» - можно отнести в графу «расходы на пиар и джиар» (GR, government relations).

Что, впрочем, не означает и обратного - у российского космоса проблем сегодня выше крыши, но это наши внутренние проблемы, и «сланцевый космос» Илона Маска к ним уж точно не относится.

___

quod erat demonstrandum, captain obvious, цэштаты

Previous post Next post
Up