Нацисты все же захватили Генеральный штаб. Воцарилась анархия, хаос и кровавая бойня.
На проводах растянуты гирлянды отрубленных голов, куски мужских и женских тел слились с самыми неприглядными тварями, месиво из плоти заполнило реку, а в центре адской вакханалии выбрасывает столбы костяного пепла зловещий вулкан.
На просторах кровавого моря, окруженный стаей акул, дрейфует надувная лодка...Рональда Макдональда: как всегда веселого, задорного и с полным набором бургеров и хотдогов. На пристани уже стоит повозка с лошадью, запряженная нацистами.
Описка в тексте, безумие или полный сюрреализм? Это «Конец веселья». Ставшая скандальной выставка в свеже отреставрированном Восточном крыле Генерального штаба как нельзя лучше отражает посыл современного английского искусства братьев Джейка и Диноса Чепменов.
И если графикой они ведут беседу с Гойей, то трехмерный коллаж из девяти витрин, расставленных в форме свастики, скорее вызывает на диалог Ганса Гольбейна. Есть в этом некая зловещая ирония англо-немецких отношений с пятисотлетней разницей.
Подобно средневековым торговцам индульгенциями, антихристы-гестаповцы пытаются договориться со смертью перед дверьми сожженного храма. Ниже, в долине, вышли на охоту овцеволки. Беспощадная жестокость, обернутая мягкой шкуркой.
Веселый перезвон...костей наполняет весь этот мир. Свиньи дожирают останки нацистов, откапывая их в лесу вместо трюфелей. По реке спускается хлипкий ноев ковчег, где каждой твари по паре: осел и ослиха, баран и овца, двое белых медведей, совокупляющиеся крысы и гитлер с гитлерихой. Женские особи отличается от мужских только наличием вымени.
На электрическом заборе Освенцима раскинулись поджаренные тела. Очередь плачущих нацистов скидывает в кучу самое дорогое - плюшевых медвежат - над ними уже готовы надругаться серые крысы. Ботанический сад и лаборатория практически разрушены, но безумный Менгеле все еще продолжает свои эксперименты. Здесь у него практически неисчерпаемые ресурсы для творчества. Дым крематория становится все гуще.
На вершинах гор - распятые идолы, а вокруг вьются голодные вороны и коршуны, предвкушая пир. Скелеты, будто приплясывая, протыкают копьями растянутые на крестах тушки.
Средь адского пейзажа несколько юных гитлюшек выходят на пленэр. Перед ними дородная белокурая натурщица - единственное цельное тело в безумном котле из рук, ног и членов, который и Босху не снился. Только вот даже самое прекрасное в этом мире юные «художники» извратили до неузнаваемости. Расплывчатые кляксы, каракули или кусок Герники явно не напоминают полнотелую арийку.
Вчерашние псевдопобедители, корчась в муках, растянулись на серых камнях ступеней Рейхстага. Триумфатор здесь только один: смерть.
Выставка продлится до 13 января.
Вход: 100-300 руб.