В 17:05 двор Эрмитажа практически пуст. Всего несколько дней назад после многолетней реставрации выставили триптих Гуго ван дер Гуса "Поклонение волхвов".
Происхождение триптиха неизвестно. В Петербурге его обнаружили в XIX веке в помещении Шталмейстерской конторы, ведавшей дворцовыми экипажами и транспортировкой дворцового имущества. Однако, благодаря записи в инвентаре, сделанной хранителем картинной галереи Эрмитажа Ф.И. Лабенским, известен точный день прибытия картины в Императорский Эрмитаж - 8 августа 1810 года.
Картина перенесла множество реставраций. В 1816 году из-за плохой сохранности была переведена А.Ф. Митрохиным с дерева на холст. Многочисленные утраты были закрыты мастиковками и переписаны. Каждая картина привносила в оригинальную живопись все больше изменений. Записи закрывали не только утраты авторской живописи, но и заходили далеко на оригинал, меняли его цвет и тон. Кроме того, со временем толстый слой помутнел и разложился до белесых пятен, а местами съежился.
В 2007 году Реставрационной комиссией Эрмитажа было принято решение о реставрации триптиха. Работы начались с комплексного изучения. Были проведены многочисленные исследования, которые показали наличие реставрационных тонировок и живописные исправления, нанесенные на триптих в процессе предыдущих реставраций. Поздние слои краски закрывали подлинную живопись примерно на 50%, а сильно пожелтевшие слои лака и загрязнения изменяли цвет настолько, что колорит картины стал серо-коричневым (как, в общем-то, и многих других картин этого периода во всех музеях мира). Необходимо было максимально приблизиться к замыслу автора и убрать с картины поздние записи.
В лессировочном слое обнаружены многочисленные отпечатки пальцев художника, вероятно, он прикладывал их к свежей краске, желая добиться особой фактуры живописи, недостижимой с помощью кисти.
К сожалению, фактуру эту донести не удалось - слой лака делает картину практически абсолютно гладкой. Впечатления остались слишком двоякие. С одной стороны, наконец-то взялись за реставрацию коллекции Северного Возрождения, которая в России является единственной и уникальной. С другой, не покидает ощущение, будто тебе вместо оригинала картины показали раскрашенный комикс: чересчур яркие краски, резкие контуры, слишком гладкая поверхность. В сочетании с отвратительным освещением зала Аполлона и абсолютно блядской икебаной, которую непонятно зачем поставили перед картиной, - это мешает правильному восприятию произведения.
Наряду с триптихом можно увидеть и два других экспоната Северного Возрождения: деревянный резной алтарь Антверпенского мастера и каменный портал Нидерландского мастера. Тончайшие работы, несомненно, заслуживают осмотра.