По дороге с ветром: день 32, Ховт-Алтай

May 19, 2016 18:10

Второй час мы стоим под Ховтом. Светит солнышко, мы отдохнувшие и разгрузившиеся после общения с французом, американками и россиянином, но все же переживающие: перед нами свыше 400 км, по монгольским меркам - расстояние запредельное, к тому же, предстоит въезжать в пустыню.
«Эх, нам бы быструю машинку, на которой едет европеец или русскоязычный водитель, которому нужно в Гови-Алтай и он знает, что такое автостоп…» - мечтает вслух задолбавшийся объясняться с монголами Сэмар.

…Полчаса спустя мимо нас проносится четыре байка, а вскоре тормозит черный джип. Пока Сэмар бежит объясняться с водителем, я стою с рюкзаками и наблюдаю, как байкеры один за другим поворачивают и тормозят возле меня, ребята на чистом русском начинают расспрашивать, как мы едем и откуда. Я все еще не понимаю, что происходит, когда со словами «своих не бросаем, поместитесь, чо!» байкеры начинают паковать наши рюкзаки на заднее сидение и без того до отказа набитого джипа. Мы с Сэмаром вдвоем ютимся на одном переднем сидении: пофиг, ведь с русскоязычным водителем, брутальным хвостатым Андреем, мы едем напрямую в Алтай! Несказанное везение, о котором и мечтать было странно.





Оказалось, байкерский караван едет в Гоби из Новосиба, четверо байкеров и сопровождающий Андрей на джипе, набитом едой, снарягой и инструментами. Суровый Андрей много рассказывает о том, как он сидел, с кем дрался, где бывал и по каким понятиям живет. Тем интереснее за шесть часов нашего пути наблюдать, как этот человек раскрывается, как слетает круть и имидж. И вот мы чешем через пустыню, взахлеб обсуждаем «Кин-дза-дза» и «Светлячка», а когда речь заходит об «этих охломонах»-байкерах, Андрей больше напоминает мамашу-квочку. Еще бы, Монголия - просторы, где нефиг делать потеряться и там же загнуться, поэтому держатся все друг за друга крепко и переживают сильно.

А еще Монголия - страна, где байкеры ездят «со скоростью два прокола в час»(с). 200 км - норма, которую ставят себе на день, больше - если очень повезет. Мотоциклы беспрестанно ломаются, мы останавливаемся на починку - обычно своими силами, один раз заезжаем на суровое монгольское СТО, где загорелые в темно-коричневый ни слова не понимающие местные в традиционных халатах, подпоясанных кушаками, битый час меняют колесо. На прощание один из них вручает байкерам свой кушак в знак уважения. Пояс немедленно присоединяется к коллекции ремешков и веревочек, так что у байка вырастает «хвост». Сами монголы же и вовсе не парятся: на их мотоциклах лежат всамделешние конские седла, да и гоняют они что на твоей гнедой.

На очередной стоянке поближе знакомимся с ребятами. У одного из них весь байк в наклейках с флагами: страны, в которые он гонял на мотоцикле. Нас закармливают конфетами, салом, домашней колбасой, наливают и самогон. Отказываться неловко, приходится пригубить и незаметно перелить обратно в баклагу. А вот ребят пьют, и не по одной, по пути еще заскакивая за пивом. «Воо, потом будете рассказывать, что новосибирцы бухают», - ворчит Андрей. Так что ответственно утверждаю: бухают или нет, но меру явно знают, едут потом как ни в чем ни бывало.

Останавливаемся возле owoo: каменная насыпь с ленточками, шаманское священное место монголов. Ребята обходят по кругу три раза: на удачу. Вдоль дорог этих owoo полно, есть они и на каждом холме. Сколько ни спрашивали о них монголов, ничего вразумительнее «Ну, священные места. Бабушка в детстве говорила, как увидишь, нужно обойти три раза. Но никто сейчас так не делает, это ж задолбешься - каждый обходить» не услышали. Забавно, что больше всего про местные традиции - в том числе, и ово - нам подсказал подвозивший потом бурят.

Пейзажи вокруг космические: пыль пустыни, верблюды, невероятные ландшафты. Дороги на большей части пути нет, но ее строят: быть может, лет через несколько тут будет настоящий автобан.
Ребята выделываются: снимают себя в движении на гоу-про, виляют по бездорожью, поднимают столбы пыли. Когда кто-нибудь затормаживает, Анрей дергается: «***ь, что случилось на этот раз?!»
На этот раз потеряли одного из ребят: он поднялся на холм, остальные понеслись вперед, и больше его никто не видел. Зато все видели крутой склон и острые камни возле этого холма. «Уру-ту-туру, уру-ту-туру», - надрывается в рацию Андрей, как мантру, повторяя позывной. Все встревожены не на шутку, когда на горизонте поднимается столб дыма. Спустя пару минут понимаем, что это и вправду едет байк: целый, живой, уф.

И вот мы в городке Алтае. На площади с характерным постаментом в лучших традициях совка (Монголия вообще - поразительная смесь традиционно восточного и советского) встречаемся с Марисой: подругой американки Доминик и нашим хостом на сегодня. Забавно, но американец Джон, с которым мы разговорились в кафешке в Баян-Улгие - друг Марисы. Мир чертовски тесен, особенно если он - Монголия.
У Марисы импровизированная квартирка в три комнаты в общаге. Все мило и уютно, только вот горячей воды и даже ванны или душа как принципа тут нет, света тоже частенько не бывает. Не перестаю поражаться, как живут тут волонтеры, и восхищаться ими.
Аймаг Алтай - крошечный городок, но Марисе, в отличие от Бриоша, и не нравится UB (так иностранцы сокращают Улан-Батор): для нее там слишком шумно, да и с экологией беда, «чувствую себя как дома в Америке». Здесь она знает, в какой лавке найти свежие нормальные овощи, раз в пару дней ходит в общественную душевую (они тут - норма жизни), а с зарплаты заходит в единственную в городке кофейню, где делают не унылую растворяшку (ну нет тут культуры кофе, увы), а настоящий капучино, по которому она страшно скучает, но может позволить себе раз в месяц.

В других странах обожаю изучать ассортимент продуктов, покупать что-нибудь новенькое, сугубо местное. В Алтае с этим забавно: полно российских и украинских продуктов (очень мило обнаружить продукцию родной бисквитки), конечно, кое-что из Китая, а вот местного практически ничего. Почему в Монголии такие дорогие овощи и выпечка, ответ очевиден. Но вот почему дорого стоит мясо, не понимают даже сами монголы. Зато я нахожу немецкие витаминки из детства: цитрусовые, шипучие, в девяностых это был крутейший заграничный подарок.

За обедом говорим о путешествиях, о своих странах. Американцы почти ничего не знаю об Украине: ужасно смущаются, что не в курсе, что у нас была революция, да и про войну мало кто наслышан. Удивляются, что мы знаем русский и свободно на нем говорим, живя в Украине, спрашивают, различаются ли украинцы и россияне внешне.

Вечером Мариса ведет нас в гости к своим друзьям: у них есть вай-фай и просто классная атмосфера. Две девушки-американки и двое парней: американец и местный. Наконец-то монгол в нашей компании! А то за поездку по Монглии я только и успела, что потусить с иностранцами и попрактиковать английский. Круто, но монголы-то где?
Для ребят с их размеренной жизнью в сонном Алтае наш приезд - целое событие. Ставим друг другу любимую музыку, болтаем за жизнь, показываем фото, делимся инстаграмами и щелкаем совместные фото. Ребята страшно воодушевляются, заслышав, что мы ролевики и имеем отношение к косплею: пара американцев оказывается теми еще гиками.
Разумеется, дома наше с Марисой «ляжем пораньше» заканчивается разговорами за чаем до глубокой ночи. Так благодаря американцам наша поездка по Монголии становится все более душевной.

трасса, города, Монголия

Previous post Next post
Up