Лучшее, что есть в Челябинске - это трасса на город. Панорама на перевал Сим с его пестрыми крышами и гористыми горизонтами, крутые скалистые повороты, каменистые склоны вдоль трассы. Синхронно с водителями вылезаем из машины на обзорных площадках, чтобы заснять виды. Того вау-эффекта от окружающих пейзажей, что в Грузии, нет: Урал постарше и пониже Кавказа, но все равно здорово.
Вокруг продают разноцветный мед и самогонные аппараты. Стоп, тем временем, отличный: в три машины мы домчали до Челябы, и в 5 вечера уже бредем через душные улицы.
Итак, единственное, что хорошо в Челябинске - это трасса на него - и Кофешоп. Все остальное - уныние и трэш, когда самый крутой парк вгоняет в тоску, а воздух, которым дышишь, выкашливаешь из легких до самого Казахстана: над городом висит смог. Душевная вписка, милая пешеходка - все это есть, но совершенно не компенсирует совковости и индустриальности. У впечатлительных нас созрел бизнес-план организовать туры в Челябинск для тех, кто уверен, что хорошо там, где нас нет, и яблоки всегда вкуснее в соседском саду:)
Трасса от Челябы - под стать самому городу, грязь, пылища и уныние. Мы продираемся через безликие просторы, серые городки, пыльные села. Вечером под Курганом: на заправке чудесная кассир отдает нам слойку с абрикосом, потому что предыдущей покупатель не стал брать ее по акции «кофе+слойка», а охранник расспрашивает о путешествии.
Когда дальнобойщик высаживает на повороте на Ишим, уже темно. А еще - холодно и нихрена. Единственная заправка в округе работает до пол11, оставшийся оплот цивилизации - генделык, куда стекаются все "синяки" окрестных сел. Фонарей нет, сил нет, машин особо тоже. Нервы сдают: очень хочется в тепло и очень не хочется стоять здесь до рассвета, на что мы имеем все шансы. …Когда за спиной тормозит фура, я чуть не плачу. Шепчу на бегу: «Хоть бы подвез, хоть бы подвез, хоть бы подвез».
Подвозит. Колоритнейший пожилой чеченец из села Харьковское, коллега подвозившего нас на Самару дальнобойщика. Мы сонно ползем до границы, говорим обо всем на свете, он дымит в окошко и обращается к нам «дети».
На границе темно и почти никого. Россияне выпускают легко и приветливо, на выходе указывают дорогу: «Вам в Казахстан? Это туда», будто бы есть еще варианты. Долго топаем по темной нейтралке. Казахи встречают чуть удивленно, заставляют выложить все вещи из больших рюкзаков, долго разглядывают. Я по обыкновению сую под нос пакет с кружевным бельем - погранцы смущаются и меньше копаются в вещах.
Нас приветствует Казахстан, наш чеченец-дальнобойщик и белый зайчик, мелькнувший в посадке. Выруливаем на трассу - что-что, а дорогу до Астаны сделали отличную. Объезжаем светящийся огнями Петропавловск под утро, водитель останавливается поспать: самая собачья вахта, когда холодно, нет машин и нестерпимо клонит в сон. Остаемся в кабине, передремываем сидя в фуре. Просыпаюсь с рассветом от холода. Вокруг на обочинах реки воды: на севере Казахстана невероятные паводки.
Вторые сутки в дороге, слегка помятые вываливаемся из фуры под Кокшетау. До Астаны остается еще 300 километров.
PS: Приютившие нас в Уфе чудесные люди, если вы это читаете - душевный вам привет из Горно-Алтайска. Спасибо за тепло, интересные разговоры, ночной голубой чай и лучший завтрак автостопщика, вы самые крутые!