Тихой сапой под исторический центр Красноярска

Sep 18, 2015 01:10



В стольном граде родного Красноярья готовится масштабное культурное событие - красноярская музейная биеннале называется. Что она из себя представляет подробно можно узнать по приведённой ссылке, если интересно. В программе биеннале и концерты, и спектакли, и перфомансы (куда ж без них сейчас?), и даже - психологический этюд. Это помимо собственно музейной экспозиции, которая названа "Практики соприкасания". Губернатор Толоконский обещал быть, между перфомансом и психологическим этюдом. Министр культуры региональный - тоже. В общем - мероприятие серьёзное, под стать концепции, прочесть которую можно всё по той же ссылке, если поискать.

Однако, обратить внимание хотелось бы не столько на само мероприятие вообще, сколько на некоторые "специальные программы", которые будут реализованы в его рамках и которые касаются не любителей современного искусства и практик соприкасания, а каждого жителя краевого центра.

Такой специальной программой является "Город на ощупь". Вот что заявляют организаторы биенале (оригинал - по уже приведённой ссылке): "Городская программа Красноярской музейной биеннале, заявляя темой «Город на ощупь», стремится помочь красноярцу обратить внимание на фактуры, текстуры и ауры родного города. Город в нескольких своих важных точках становится «тренажером сообщительности» - мы затрагиваем пространства исторической памяти и деревянной архитектуры, любимые места встреч жителей и гостей города и самые обычные, малоприметные стены и плоскости. Современные урбанистические практики тяготеют в большей степени к детализации, внимательности не столько к городу как набору зданий и путей передвижения, сколько к человеку, создающему городское пространство - просто потому, что некоторые места и истории этого города человека трогают."
А вот что по этому поводу пишет АиФ Красноярск: "Музейный центр «Площадь мира» готовит для горожан очередную красноярскую музейную биеннале - форум арт-работ в музейном контексте, который проходит в столице края раз в два года. вскоре художники из Германии и США приступят к созданию двух экспозиций на улицах Красноярска... В центральном районе Красноярска художники изменят привычные для горожан объекты, чтобы красноярцы взглянули на них по-новому. До открытия биеннале - 30 сентября - не будет известно, что они создадут, судить можно лишь по прошлым работам художников."

Ну, нам с вами, уверенным интернет-сёрферам, ждать 30го не надо - интернет нам в помощь. Примеры работ BIP'a можно поглядеть здесь, здесь, здесь и здесь (последняя - самоироничная).
EVOL творит в такой манере

Однако, журналисты из АиФ не раскрывают основных козырей, припасённых организаторами биеннале для нас с вами. А вот сами организаторы вполне себе честны - среди заявленных авторов перечислены: Слава Ptrk (примеры работ и немного о Славе); "Баско бо гораздо" ("уличная мебель") и, на закуску... Вася Слонов (в представлениях не нуждается).

Получается, что в рамках неоднозначного культурного мероприятия (современное искусство - оно не для всех и большинством жителей планеты Земля не понимается и не признаётся искусством вообще, будем честны хотя бы с самими собой), не узнав мнения горожан, организаторы мероприятия решаются на смелый шаг - изменение привычного нам облика исторического центра города - они сами заявляют, что их работы затронут "пространства исторической памяти и деревянной архитектуры, любимые места встреч жителей и гостей города". И если американский BIP и немецкий EVOL вызывают лишь настороженность (лично мне не хотелось бы видеть граффити любого уровня художественной ценности на памятнике деревянному зодчеству, например), то Слонов наваяет - будь здоров, тут и к бабке не ходи.

Отдельный вопрос - судьба "арт-объектов" после завершения биеннале. Подвергнутся ли они сами деконструкции, деконструировав привычный нам исторический центр города? Или останутся там навсегда? И не постигнет ли их в итоге судьба канских "собратьев"? Или даже владивостокских...

Ну, и не могу не задать риторического вопроса - министр культуры, губернатор - понимают ли они какую "пощёчину общественному вкусу" могут нанести художники и организаторы с их прямого благословения? И не кажется ли им, что давая согласие на подобные акции (я не саму биеннале имею в виду - пусть расцветает тысяча цветов - а конкретно "специальную программу") и пренебрегая публичным обсуждением их сути, они, фактически, пренебрегают мнением народа, который, вроде как, является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации?

культура, Красноярск, биеннале, Слонов

Previous post Next post
Up