Набережная Фонтанки, 70-72: государственный орел Российской Империи

Oct 01, 2006 01:46



Имперский орел с опущенными и распластанными крыльями выглядит очень органично на аттике этого здания, решенного в эстетике классицизма: такой тип государственной птицы был господствующим в первой половине XIX века. Другое дело, что украшенное ампирным по виду орлом здание на Фонтанке (архитекторы - Дмитрий Иофан и два Сергея - Серафимов и Корвин-Круковский) было построено не при Александре I Благословенном, и не при Николае Павловиче, а прямо накануне гибели Российской Империи - в 1913-1916 гг. К этому времени официальный государственный орел уже полвека топырил во все стороны перья украшенных территориальными гербами крыльев, а ничего этого на фасадной птице не заметно...
Но никакого анахронизма здесь нет: постройка в классицистском духе требовала соответствующего этому духу геральдического декора - и архитекторы востребовали фасон, который, казалось бы, давным-давно канул в прошлое.




На самом деле, однажды вышедшие из моды типы государственного герба никуда не канут, а остаются не просто действующими экспонатами, а своего рода «рабочими образцами» в арсенале национальной геральдики. Первый же двуглавый орел республиканской России, нарисованный Иваном Билибиным в 1917 году, отсылал к еще более давней старине и стилистически подражал догеральдическим орлам на печатях русских царей XV-XVI вв. Орел работы великого Билибина «работает» поныне: он украшает современные банкноты и монеты, являясь официальной эмблемой Центрального Банка РФ.

Здание на Фонтанке у Чернышева (ныне - Ломоносова) моста тоже служит Центробанку - сейчас в нем Главное управление ЦБ РФ по Санкт-Петербургу. Преемственность сохранена: ведь и отстраивалось оно для банковско-финансовых нужд, а именно - для размещения здесь департамента Главного казначейства Министерства Финансов; соответствующая надпись видна на предреволюционной фотографии - прямо под орлом.



Несмотря на достоверность подражания александровско-николаевским орлам (опущенные крылья, обоюдопламенеющий факел вместо скипетра и венок - вместо державы), стилизация обнаруживает себя не только необычной формой щитка на груди орла (напомню, для прототипов характерен закругленный и заостряющийся низ щита). Интересней то, что московский всадник на фасаде обращен не в геральдически левую сторону (т.е. правую при виде от зрителя; именно так на прототипах), а в противоположную. Почему?



Еще с догеральдических для России времен конный змееборец, символически изображающий великого князя (царя) московского, традиционно изображался скачущим вправо. Геральдический стандарт рекомендует обращать профильные изображения живых существ тоже вправо, но - геральдически вправо (стороны в геральдике определяются с точки зрения лица, стоящего за щитом, вот почему обыденная правая сторона - геральдически левая, и наоборот).

Когда эмблема московских царей в конце 1720-х трансформировалась в герб Империи, необычный для геральдической классики поворот русского всадника был сохранен - и вплоть до середины XIX века змееборец (переосмысленный при Петре Великом как Св. Георгий Победоносец), его конь, а также поражаемое копьем чудище были обращены геральдически влево - головами к державе; случались и исключения, но настолько редкие, что лишь подвтерждали правило). Реформируя в 1856-57 гг. государственную и династическую символику, управляющий Гербовым Отделением Правительствующего Сената Бернград (Борис Васильевич) Кене - большой поборник европейской геральдической грамотности - решил исправить «варварскую неправильность» московского герба и развернул всю композицию «куда надо». С коррективами реформатора русской геральдики согласился Александр II Освободитель (и сам реформатор), и так новые редакции государственного, а с ним и московского гербов получили Высочайшее утверждение.

Когда пришло время для создания орла на фасад Главного казначейства, поворот всадника «к скипетру передом, к державе - задом» был нормой уже шесть десятков лет. Авторы птицы для новостройки действовали не как копиисты, слепо подражающие дореформенным «исходникам», а именно как стилизаторы «под старину»: старая художественная форма была наполнена новым геральдическим содержанием. Этим была обеспечена геральдико-правовая корректность фасадного украшения, обойтись без которой было никак нельзя - все же здание предназначалось для правительственного учреждения.

* * *

Напоследок - присмотритесь к поверхности, на которой укреплен орел. Из-под него расползлось пятно: своим контуром оно обнаруживает то, что помещалось на этом месте в годы советской власти. Придя к власти, большевики заместили орла типовым декором с ощетинившимися знаменами. Посткоммунистическая эпоха отплатила Советам той же монетой: орел был возвращен на место, и, кажется, вернулся именно оригинал - тот самый, что виден на дореволюционной фотографии. Даже если это новодел - то превосходного по своим художественным достоинствам и исполнению качества. Но... Едва ли это новодел: "нынче так не сделают".

* * *

От автора:
Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерой) Александры Яновской.
Previous post Next post
Up