Окончание. Начало здесь:
http://heming-fromelko.livejournal.com/19439.html http://heming-fromelko.livejournal.com/19675.html http://heming-fromelko.livejournal.com/19889.html
В 2007 году при поездках по Польше дальними поездами «PKP Перевозки региональные» пользовался довольно много. Но сейчас их в основном вытеснили поезда TLK. Шесть лез назад среди дальних поездов «PKP Перевозки региональные» были поезда с названиями и без. Поезданазваниями были очень приличными, чистыми и комфортными. Поезда «PKP Перевозки региональные» ходили между крупными городами в удобно время, например, по маршруту Гдыня-Гданьск-Познань или Краков-Жешув - Пшемысль
Поезд «PKP Перевозки региональные» Гданьск-Познань в 2007 году
Поезд «PKP Перевозки региональные» Краков - Пшемысль в 2007 году
Поезда «PKP Перевозки региональные», не имеющие названий в 2007 году были значительно хуже по качеству и чистоте вагонов, чем поезда с названиями. Проезд при этом в поездах «PKP Перевозки региональные» с названиями и без стоил одинаково. Сейчас это ситуация изменилась, так как названия на PKP теперь дают всему, что ездит и большинство дальних поездов теперь относится к классу TLK.
Раздача названий доведена до того, что рельсовые автобусы и пассажирские поезда со всеми остановками имеют названия. Вплоть до того, что названия даются маршрутам электричек. Например, электричка Хелм-Люблин-Луков-Бяла Подляска - Тересполь имеет название «Полесье». Географически название конечно соответствует маршруту, но смысл присвоения маршруту имени не понятен.
Названия дальним поездам PKP Intercity и «PKP Перевозки региональные» выданы, в основном, либо по географическому топониму местности, рек или городов мимо или через которые поезд проходит - например «Силезия», «Висла», «Вроцловянин», «Быдгощанин», «Галиция» и т.п. , либо по именам королей, исторических лиц политики , науки и культуры Польши - например «Коперник», «Мепшко I», «Ян Матейко», «Чарторыжский» и т.п..
Название поезда в Польши состоит, на самом деле, только в том , что на табличках в тамбурах и на вагонах и в тамбурах поезда указано название в кавычках и маршрут следования. В вагонах с наличием электронных табло вместо табличек еще проще - название набрано на самих табло. На мой взгляд с названиями поездов в Польше явный перебор. Особого смысла в них нет. Достаточно, если бы названия были только у поездов EIC/ EX и некоторых ТКL, следующих в удобное время между крупными городами. Ну или, вообще, без названий можно было бы обойтись. Не лень же было соответствующим службам перевозчикам PKP продумывать названия и делать таблички с названиями на все поезда. Хорошо хоть с названиями ограничились табличками и расписаниями, а не раскраской поездов и изготовлений форм кондукторам и проводникам с «элементами национальных орнаментов» исторических регионов Польши, как это делась долгое время МПС и РЖД в фирменных поездах с названиями.
Впрочем, возможно жители Польши к именованию поездов привыкли. Находясь на польских станциях, несколько раз слышал, как станционные работники и пассажиры называют поезда по названию между собой.
Пассажирские (по-польски «особовые») поезда аналог пригородного сообщения в странах СНГ. Но есть существенные различия. Основные различия пассажирских поездов в Польше с пригородным сообщением на РЖД такие:
Пассажирские поезда в Польше всегда следуют со всеми остановками независимо от дальности маршрута. Нет такого положения, что одни пассажирские поезда на одном и том же участке идут быстрее других за счет пропуска остановок;
Пассажирские поезда в Польше в большинстве случаев существуют не для обслуживания пригорода какого-то города, а являются средством сообщения между небольшими населенными пунктами, несколькими небольшими городами и крупными городами на маршруте следования. То есть перевозят пассажиров не «из колхозов в областной центр» а обслуживают несколько сменных пассажиропотоков на маршруте следования. Встречаются довольно длинные маршруты - около 200 и более километров, что для Польши большое расстояние. Довольно часто наиболее крупный город или несколько крупных городов на маршруте следования пассажирских поездов являются транзитными, а не конечными точками маршрута ;
На железных дорогах Польши нет жесткого ограничения маршрутов следования пассажирских поездов по границам воеводств или километражу. Пока на PKP ничья дурная голова не издала приказ о жестком ограничении маршрутов пассажирских поездов по километражу, как это сделано на РЖД;
Скорости движения пассажирских поездов ограничены не количеством остановок, а скоростью движения на участке вообще. Под обгон дальними поездами пассажирские поезда, как правило, в графиках не ставятся. На многих участках в 60-80 километров время в пути у пассажирских и дальних поездов одинаковое. На остановках время особенно не теряется - пассажирские поезда быстро трогаются и тормозят. На расстоянии в 100 - 200 км разница времени в пути уже накапливается, но не очень принципиальная. Обычно участок в 150 километров пассажирский поезд проходит в среднем минут на 45-50 дольше, чем дальний. Пассажирские поезда на многих участках как бы дублируют дальние, а пассажир уже выбирает - ехать быстрее и комфортнее в купе или дешевле, немного медленнее и в общем пространстве вагона;
Стоимость проезда на пассажирских поездах в Польше меньше стоимости проезда в пригородных поездах на РЖД при более комфортных условиях;
Ну и основное различие пассажирских поездов в Польше, от пригорода в РЖД - удобства для пассажиров. Пассажирские поезда представлены в основном электричками, рельсовыми «автобусами» и рельсовыми «трамваями». Реже встречаются двухэтажные сидячие вагоны. Электропоезда хоть и неказисто выглядят снаружи, но довольно комфортны для проезда внутри - сидения комфортные, наличествуют чистые туалеты, у каждого отсека с сидениями имеются баки для мусора и небольшие столики.
Вид на польские электропоезда снаружи
На территорию СНГ польские электропоезда можно встретить в Белоруссии на участке Кузница-Гродно. Колея 1435 доходит до Гродно, по ней в Гродно доходят и польские электрички из Белостока и Кузницы.
Польский электропоезд в Гродно
На многих участках электрифицированных участках в непиковое время или с небольшими пассажиропотоками в качестве пассажирских поездов ходят подвижные единицы, которые условно можно назвать рельсовыми «трамваями».
Рельсовый «трамвай»
На неэлектрофицированных линиях в качестве транспортных средств по большей части используются рельсовые «автобусы».
Рельсовые «автобусы» и «трамваи» выглядят современно, очень чистые внутри, имеют туалеты, оборудованные для инвалидов, ходят по самым «глухим» местам Польши, и самое главное, выпускаются в достаточном количестве, чтобы на малодеятельных участках обеспечивать 4-5 пар в день.
Рельсовый «автобус»
Интерьер рельсовых «автобусов»
Минусом пассажирских («особовых») поездов в Польше является то, что идет процесс дробления от единого перевозчика «PKP Перевозки региональные» к многочисленным аналогам ППК на РЖД - региональным перевозчикам , как то «Великопольские перевозки» , «Силезские перевозки» , «Мазовецкие перевозки» «Arriva» и т.д. и т.п. Данное дробление часто вызывает неудобство для пассажиров - региональные перевозчики не всегда находятся в «дружественных отношениях» с двумя основными перевозчиками «PKP Перевозки региональные» и «
Несмотря на многочисленные недостатки, PKP (основной недостаток - низкие скорости по сравнению с железными дорогами стран Западной Европы) с точки зрения пассажира сильно выигрывает у РЖД - частота курсирования поездов гораздо рациональнее, стоимость проезда более-менее адекватна, скорости в среднем по сети выше, чем на РЖД, персонал в пассажирской сфере на PKP гораздо дружелюбнее и презентабельнее, чем на РЖД.