Продолжение. Начало здесь:
http://heming-fromelko.livejournal.com/19439.html http://heming-fromelko.livejournal.com/19675.html Подавляющие большинство типов вагонов дальних поездов - вагоны, состоящие из сидячих купе. Сидячие купе бывают 6-ти местные и 8-местные. Как правило шестиместные купе в вагонах 1-го класса, восьмиместные в вагонах 2-го класса. В дорогих поездах вагоны второго класса состоят из шестиместных купе. В дальних поездах встречаются вагоны второго класса, состоящие из EN-US">OpenSpace и сидячих кресел, но таких вагонах в сравнении с вагонами, состоящими из сидячих купе немного. В ночных поездах (таких поездов не так много по сравнению с дневными, но и не единицы) помимо вагонов, состоящих из сидячих купе есть вагоны с трехместными купе (которые могут продаваться также в режиме двухместных и одноместных) и «кушетами» - шестиместными купе. Шестиместные купе могут продаваться как с бельем, так и в режиме «дешевый плацкарт» (на русскоязычной версии сайта с расписаниями PKP шестиместные купе «без белья» переведены именно как «дешевый плацкарт». В вагонах со спальными местами есть проводники, вагоны с сидячими местами курсируют без проводников. Билеты в сидячих вагонах проверяют кондуктора. Кондуктора следуют с поездом не весь маршрут, а определенные участки, после чего меняются на другую «бригаду» (обычно несколько человек, но ходят поодиночке) кондукторов, закрепленную к поезду на следующем участке движения. Участки кондукторов ограничены крупными станциями и по длине составляют в среднем 60 - 150 км (бывают и участки - около 250 километров). Проверив один раз билет на участке кондуктор, как правило, запоминает пассажира и повторно билет не проверяет. Новый кондуктор на новом участке проверяет билет повторно.
Помимо сидячих и спальных вагонов во многих дальних поездах есть вагоны-бары и вагоны для перевозки велосипедов. Вагоны-бары это не аналоги вагонов-ресторанов на железных дорогах СНГ. Вагон-бар состоит из стойки с продавцом и столиков. Пассажиры подходят к стойке, оплачивают заказ, забирают его и садятся за столики, самостоятельно перенося туда купленный провиант. Ассортимент не очень большой, но достаточные для того чтобы подкрепиться в дороге - примерно соответствует тому, что было в буфетах «попугаев» - экспрессов по РЖД между Москвой и соседними областными центрами в первые годы их курсирования.
Вагон-бар
В вагоне для перевозки велосипедов часть пространства не занята купе, а пустое, с креплениями для установки велосипедов. В Польше велосипеды активно используются населением как транспортное средство в повседневной жизни и в как средство передвижения на отдыхе. Во многих городах имеются полосы и светофоры для движения на велосипедах. Поэтому транспортировка велосипедов в поездах актуальна и удобства для этого в поездах созданы.
Помимо дальних поездов в Польше есть поезда, следующие со всеми остановками - «особовые» (пассажирские). Это аналоги пригородного сообщения на железных дорогах стран СНГ. Представлены поезда, следующие со всеми остановками электропоездами и подвижными единицами, которые на РЖД и УЗ называли бы «рельсовые автобусы». Есть также «рельсовые трамваи» - это короткие подвижные единицы, напоминающие «рельсовые автобусы», но предназначенные для движения по электрифицированным участкам. Иногда в качестве пассажирских поездов на неэлектрофицированных участках можно встретить тепловоз со старыми вагонными дальних поездов из сидячих купе.
У вагонов дальних поездов есть цветовая дифференциация. Несколько лет назад все поезда перевозчика mso-ansi-language:EN-US">PKP mso-ansi-language:EN-US">Intercity были светло-фиолетового с добавлением белого цвета. На вагонах 1-го класса сверху нанесена желтая полоса, 2-го класса - зеленая. Во всех дальних поездах (бывают исключения, но мало) перевозчика «mso-ansi-language:EN-US">PKP-Перевозки региональные» вагоны 2-го класса зеленые, первого красные (иногда на вагонах 1-го класса ставят наклейку внутри дверей тамбура о том, что вагон едет в режиме 2-го класса). Сейчас , по мере постепенного увеличения доли дальних поездов перевозчика PKP-mso-ansi-language:EN-US">Intercity, довольно большая часть вагонного парка из «Региональных перевозок» перешла в низкий сегмент перевозчику PKP-mso-ansi-language:EN-US">Intercity без перекрашивания.. Во многих поездах перевозчика mso-ansi-language:EN-US">PKP-mso-ansi-language:EN-US">Intercity на сегодняшний день вагоны не светло-фиолетовые, а «сборная солянка» - есть как и красные с зелеными (1-й и 2-й класс соответственно), так и светло-фиолетовые.
В аналогах «пригородных» поездов железных дорог стран СНГ - пассажирских поездах жесткой цветовой дифференциации вагонов нет. Электрички , как правило красные, красно-черные или сине-желтые. Встречаются пассажирские поезда, состоящие из двухэтажных синих вагонов. Многочисленные рельсовые «автобусы» и «трамваи» наличествуют совершенно разных цветов. Как правило на рельсовых «автобусах» и «трамваях» помимо цветовой окраски обязательно присутствуют герб и название воеводства, где находится депо приписки данного транспортного средства.
Поезда в Польше подразделяются на сегменты (класс поезда обозначен во всех расписаниях - и в интернете и в расписаниях на вокзалах / станциях):
EC /mso-ansi-language:EN-US">EIC/ mso-ansi-language:EN-US">EX - наиболее быстрые и дорогие поезда с сидячими вагонами и обязательной резервацией мест как в первом, так и во втором классе. Проезд в данном сегменте стоит дорого, но зато комфортен. В качестве небольшого бонуса пассажирам в поездах данного класса выдается одно чашка кофе / чая + круассан/ печенье бесплатно. Разносят провиант по вагонам сотрудники на тележках из вагона-бара. Ассортимент и цена продуктов на тележках такой же, как и вагоне-баре. Подразделение внутри сегмента: mso-ansi-language:EN-US">EC (mso-ansi-language:EN-US">EuroCity) поезда, следующие из городов Польши за границу (кроме поездов в РБ, РФ, Украину), mso-ansi-language:EN-US">EIC (ЭкспрессИнтерСити) - комфортные и быстрые поезда , следующие внутри страны, mso-ansi-language:EN-US">Ex (Экспрессы) - также комфортные и быстрые поезда внутри страны, но вагоны могут быть немного хуже, чем в mso-ansi-language:EN-US">EIС. Поезда данного сегмента принадлежат перевозчику PKP-mso-ansi-language:EN-US">Intercity (поезда mso-ansi-language:EN-US">EC бывают и иностранных перевозчиков). Проезд в данном сегменте, особенно в поездах mso-ansi-language:EN-US">EIC довольно дорог. На самом деле, смотря, с чем сравнивать. В пересчете на километраж проезд в поездах mso-ansi-language:EN-US">EIC стоит дешевле, чем проезд на «Сапсане» Москва - СПб и при этом (ИМХО) комфортнее. Для получение прибыли с данного сегмента перевозчик «mso-ansi-language:EN-US">PKP - mso-ansi-language:EN-US">Intrecity» ставит поезда на популярные направление в самое удобное время. Свой потребитель у данных поездов есть. В основном это пассажиры выше среднего достатка, командировочные менеджеры и обеспеченные туристы. На направлении Варшава-Краков, сев в поезд mso-ansi-language:EN-US">EIC в джинсах-свитере-куртке и с рюкзаком можно себя дискомфортно почувствовать - подавляющее большинство мужчин едет в дорогих костюмах, женщин также в дорогой одежде (вообще, в Польше одеваются довольно просто, поэтому непривычно и неожиданно встретить скопление элегантно одетых людей в поезде). В сидячих купе данного сегмента есть электрические розетки. В поездах mso-ansi-language:EN-US">EIC из расчета на каждое кресло. Довольно много пассажиров в пути работают за ноутбуками
Поезд EIC Варшава-Краков
TLK - скорые (по-польски - «поспешные») поезда перевозчика «mso-ansi-language:EN-US">PKP-mso-ansi-language:EN-US">Intercity». На данный момент поездов данной категории больше всего среди дальних поездов. Категория mso-ansi-language:EN-US">TLK постепенно вытеснила дальние поезда перевозчика «PKP Перевозки региональные» (5-6 лет назад доля поездов «PKP Перевозки региональные» по отношению к поездам EN-US">TLK была гораздо больше).
Качество, комфорт и чистота вагонов поездов категории mso-ansi-language:EN-US">TLK могут быть совершенно разные, но не ниже определенного уровня. При проезде в поездах mso-ansi-language:EN-US">TLK можно смело рассчитывать на то, что в купе будут наличествовать мягкие сидения, зеркала (размер совершенно разный от крошечных до таких же, как в mso-ansi-language:EN-US">EIC, вагоны будут более-менее чистые (они точно полностью убираются в пунктах приписки иначе там бы скапливалось много грязи и пыли), туалеты будут вполне нормальны для посещений (без страшных запахов, откровенной грязи и т.п.). Другое дело, что вагоны в поездах mso-ansi-language:EN-US">TLK по большей части старые, полы немного затертые, стекла и облицовка вагонов снаружи выглядеть грязновато (повторюсь, внутри вагонов с чистотой все нормально, существенно чище, чем во многих плацкартных, общих и сидячих вагонов нефирменных поездов железных дорог стран СНГ) . Среди поездов TLK могут попадаться и поезда близкие по комфорту и новизне вагонов к сегменту mso-ansi-language:EN-US">EC /mso-ansi-language:EN-US">EIC/ mso-ansi-language:EN-US">EX с комфортными вагонами и розетками в купе. Как правило, это вагоны переведенные в категорию mso-ansi-language:EN-US">TLK из верхнего сегмента совсем недавно.
В общем случае, поезда TLK одна из конечных, которых Варшава, а вторая крупный центр воеводства, например, Катовице или Быдгощ, очень качественные и не уступают поездам mso-ansi-language:EN-US">EX. Поэтому для перемещения из Варшавы во Вроцлав, Быдгощ, Катовице и т.п можно смело выбирать поезд TLK, при условии что пункт отправления Варшава, а конечный пункт крупный город, являющийся центром воеводства.
Пример качественного комфортного поезда mso-ansi-language:EN-US">TLK - поезд
«Коперник» Варшава - Быдгощ
Во многих регионах Польши поезда TLK соответствуют верхнему ценовому сегменту - поездов классом выше нет, так как нет платежеспособного спроса. Например, из Познаня в Ольштын или из Белостока в Гданьск при всем желании проехать с высоким уровнем комфорта не получится - максимально комфортные поезда между городами только mso-ansi-language:EN-US">TLK .
В первый класс поездов mso-ansi-language:EN-US">TLK резервация мест обязательна. Резервация в вагоны 2-го класса большинства поездов mso-ansi-language:EN-US">TLK не требуется. (Есть поезда TLK, в вагоны 2-го класса резервация обязательна).
При планировании поездок по Польше резервацией мест можно особо не «заморачиваться» в тех поездах, где резервация не обязательно. Польские поезда в среднем заполняются на 30-70 %, поэтому свободные места есть почти всегда. Резервировать места имеет смысл только в самое пиковое время на маршрутах с большими пассажиропотоками - начале или конце праздников / выходных, футбольных матчах, на которые съезжаются болельщики из разных городов и т.п. В будние дни и середине выходных места в поездах всегда есть. В пиковое время, если свободные места и отсутствуют, то не весь маршрут поезда, а один-два участка. Сменяемость пассажиров в польских поездах большая, поэтому при отсутствии мест в вагонах без резервации, максимум час - полтора придется постоять или посидеть на откидных местах в коридоре вагона, затем свободные места появятся.
Поезда TLK
Поезда категории D - это поезда, идущие за границу Польши, но не относящиеся к классу mso-ansi-language:EN-US">EuroCity. В частности к данному классу относятся дальние поезда, следующие из Польши или через Польшу в (из) РФ, РБ, Украину. Вагоны в поездах категории mso-ansi-language:EN-US">D могут быть совершенно разные. В сообщении Польша - Украина, РБ, РФ это спальные вагоны в основном европейского габарита. (После реконструкции вокзала Варашава-Центральна к евро - 2012 вагоны габарита стран СНГ могут доходить в Польше только до Варшавы-восточной и Пшемысля.). При поездке из Москвы в Польшу и из Польши в Москвы по железной дороге самый удобный график имеет поезд 9/10 «Полонез» Москва-Варшава/Варшава - Москва. График поезда удобен тем, что он укладывается в режим «овернайт», приходит в Варшаву утром и отправляется из Варшавы во второй половины дня. Воспользовавшись данным поездом при поездке в Польшу можно успеть доехать до любой точки страны , пересев в Варшаве , в день въезда в Польшу. Причем в большинстве случаев доехать до пункта назначения в Польше (если это не Варшава) получится еще до середины дня. Тоже и при обратной дороге из Польши - выехав из любого крупного города Польши утром можно успеть в Варшаву на «Полонез» , едущий в Москву. Кроме удобства графика «Полонез» доезжает от Москвы до Варшавы быстрее по времени, чем остальные поезда на данном участке. Данный поезд на территории Польши как раз относится к категории D.
Поезд «Полонез» формируется составами РЖД и mso-ansi-language:EN-US">PKP-mso-ansi-language:EN-US">Intercity, состоящих из спальных вагонов. Составы PKP и РЖД курсируют, чередуясь друг с другом через день. При поездке на «Полонезе» в случае наличия возможности варьировать дату поездки на один день лучше выбрать польский состав перевозчика «mso-ansi-language:EN-US">PKP - mso-ansi-language:EN-US">Intercity». Поездка пройдет более качественно, так как в польских спальных вагонах шире и комфортнее купе, более качественная постель, лучше обслуживание проводников, чем в международных вагонах РЖД.
Спальные вагоны PKP на примере поезда «Полонез» Варшава-Москва
«Полонез» на смене вагонных тележек в Бресте
«Полонез» на Белорусском вокзале в Москве
IR - ИнтерРегио / mso-ansi-language:EN-US">RE - РегиоЭкспрес - дальние поезда, принадлежащие перевозчику «PKP Перевозки региональные». Разница внутри сегмента в том, что на поезда РегиоЭкспресс можно резервировать сидячие места через интернет. Стоимость проезда в поезда ИнтерРегио ниже, чем в поездах mso-ansi-language:EN-US">TLK. За поездку по Польше в январе 2013 года проехать на дальних поездах «EN-US">PKP Перевозки региональные» проехать и посмотреть что они из себя представляют не получилось, но внешне они выглядят немного похуже поездов TLK.
Поезд ИнтерРегио на станции Торунь-Главный, январь 2013 года
Окончание
здесь