Наверное, каждый хотя бы в кино видел, как стремительно летит внутри трубы пневматической почты послание.
Конечно, это не могло не вызвать у инженеров-конструкторов мысль о создании новых транспортных средств, также быстро перемещающихся в пространстве. Самое поразительное, что эта технология уже существует. Ее называют транспортом будущего, сегодня она привлекает инженеров и инвесторов по всему миру. Более того, запуск тестовых линий высокоскоростного вакуумного транспорта обещают уже в следующем году, а первые в мире коммерческие трассы, возможно, появятся в нашей стране.
Первые опыты
Концепция вакуумного транспорта была предложена еще в начале XIX века. Первые опыты с перемещением тел в вакуумной трубе за счет электромагнитного поля поставил в 1911-1913 годах российский физик Борис Вейнберг в Томском технологическом институте. К сожалению, в те годы эта революционная идея не пошла дальше обсуждений на страницах научно-популярных изданий и вскоре была надолго отложена на полку.
В 2013 году известный предприниматель Илон Маск сдул пыль с этой перспективной идеи, выпустив новое техническое и экономическое обоснование. В соответствии с видением бизнесмена концепция предполагает движение герметичной грузовой или пассажирской капсулы внутри вакуумной трубы со скоростью до 1200-1300 км в час. Новое транспортное средство должно быть в два раза быстрее самолета и в три-четыре раза быстрее скоростного поезда. При этом стоимость постройки и расходы на эксплуатацию таких вакуумных трасс должны быть многократно дешевле, чем для скоростных железных дорог.
В качестве пилотного проекта Маск предложил построить высокоскоростную трассу из Лос-Анджелеса до Сан-Франциско. По его замыслу, путешествие в 560 км заняло бы всего 30 минут и обошлось бы пассажирам не дороже 20 долларов.
Как это будет
Уже понятно, что сам процесс строительства новых линий будет выглядеть не как прокладка традиционных железных дорог, а как монтаж магистральных трубопроводов на надземных опорах. Технологии быстрой подготовки труб и автоматизированные системы сварки могут быть заимствованы в нефтегазовой отрасли, где постоянно работают над оптимизацией стоимости и трудозатрат прокладки трубопроводов больших диаметров.
Одним из ключевых технических вопросов для функционирования, как отмечают инженеры, является поддержание в трубопроводе форвакуума, то есть давления не более 10-100 Па, как на высоте 50-80 км. Это требует постоянной работы мощных вакуумных насосов, для питания которых параллельно трубопроводам придется прокладывать высоковольтные силовые линии. Скоро поедем?
За практическую реализацию идеи уже взялись две компании. В течение трех лет обсуждались технические аспекты и экономическая целесообразность вакуумного транспорта. Но с 2016 года события начали развиваться стремительно. Оказалось, что инженеры уже готовы предложить технические решения, а инвесторы - предоставить миллиарды долларов для их коммерческого воплощения.
В мае 2016 года в пустыне Невада уже были проведены первые испытания электрической силовой установки. Там же уже идет строительство 3-километрового тестового вакуумного пути, где с 2017 года будут отрабатываться все аспекты технологии. Анонсируются планы построить 367-километровую линию между Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом.
Кроме того, была предложена идея скоростной трассы между Хельсинки и Стокгольмом. Подсчитано, что трасса, соединяющая столицы Финляндии и Швеции, обойдется в 21 млрд. долларов, а для пассажиров все путешествие займет 28 минут. Сейчас на это уходит целая ночь на пароме.
Анонсировано строительство и 8-километровой демонстрационной трассы в Калифорнии. Согласно соглашению с правительством Словакии, разрабатывается проект вакуумной линии из Вены, столицы Австрии, в Братиславу и далее в Будапешт, столицу Венгрии. Общая стоимость проекта оценивается в 200-300 млн долларов.
Россия отставать не собирается
От модной концепции вакуумного транспорта, позволяющей совершить невероятный технологический прорыв, не осталась в стороне и Россия. В мае 2016 года РЖД создала совместную рабочую группу с компанией, занимающейся внедрением нового транспорта, для обсуждения возможностей создания таких магистралей на российской земле.
На очередном Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, который прошел 16-18 июня 2016 года, присутствовали представители двух конкурирующих компаний, продвигающих концепцию нового транспорта, и для обеих участие в форуме было очень плодотворным.
Уже состоялось обсуждение с Алексеем Миллером, главой «Газпрома», идеи использования российской газотранспортной инфраструктуры для развития вакуумных трасс, которые можно строить параллельно существующим газовым трубопроводам.
На форуме был заключен договор с одной из российских компаний о создании скоростной трассы в Москве и соединении ее с местной транспортной инфраструктурой.
Наконец, на том же мероприятии Максим Соколов, глава Минтранса РФ, заявил, что у ведомства имеются планы по строительству 70-километрового испытательного участка скоростной транспортной системы на Дальнем Востоке в рамках транспортного коридора «Приморье-2».
Так что не такая уж фантастика, если уже в ближайшее время мы увидим первую капсулу с пассажирами, отправляющимися в путешествие по новым трассам