Нет, все-таки я вынесу это в отдельную запись. По-моему, это стоит того. Отрывками, но вынесу.
"- Родился я в Ленинграде на Васильевском острове в 1925 году. Папа служил профессором по статистике, мама была учительницей. Успел закончить только 8 классов - и тут война!.. На фронт я был негоден из-за глаз и из-за сердца. Пошел токарем на Фабрику Урицкого. Тогда там не сигареты выпускали, а 76-миллиметровые снаряды. Я точил гильзы. Работа тяжелая, целый день у станка, по 12 часов. Это норма такая была, тогда все так вкалывали. А когда мастером стал, то и по 14 часов в день приходилось работать."
Обращаем внимание на слова "На фронт я был негоден из-за глаз и из-за сердца." Они важны в контексте следующих цитат.
"- Меня можно считать “научным внуком” В.А.Фока - в смысле распространения волн, - улыбается Глеб Иванович. Когда он вспоминает о тех молодых годах: об азарте первопроходцев, об увлекательной работе, то буквально на глазах расцветает. Загораются глаза, распрямляется спина, голос начинает звучать немного по-другому, звучнее и глубже... - Знаете, ночной взрыв - это очень красиво! Но вот взрыв произошел, мы бегом к машине - и скорей вперед! Надо успеть, пока пленка в фотоаппарате, установленном вблизи эпицентра, не засветилась. Дозу хватали, конечно - защиты-то никакой не было. Но о радиации тогда никто и не думал. Вернулись, под душем пыль радиоактивную смыли, одежду сменили, и все. А-а, нет, еще нам бесплатный обед за это давали, талончик на 60 копеек."
"А потом был “тяжелый эпизод”, как называет его Глеб Иванович сегодня, - в 1970 году профессора Г.И.Макарова назначили ректором университета.
...
Были проблемы и с приемом студентов. “Сверху” мне указывали, кого нужно принять, а кого не следует. Но я старался не допускать безобразий, несправедливых действий, вмешивался в прием. Например, вижу: талантливый мальчик-еврей поступает, а ему за сочинение ставят “двойку”. Беру это сочинение и сам читаю. И не нахожу ошибок. Вызываю преподавателя, который проверял сочинение, прошу объяснить, откуда взялась оценка...
...
Но самое неприятное было - это отношения с обкомом. В этих коридорах власти теряешь уважение к себе. Партийные чиновники не понимали, что разговаривают с ректором крупнейшего университета. Один разговор: делай так и так! Но я ценил свой авторитет. И по возможности не выполнял их распоряжения. Или делал в смягченном виде... Мучительное было время - я даже заработал срыв нервной системы. Но пять лет честно отработал на этом посту, и в 1976 году меня отпустили. Даже кафедру оставили и дали возможность купить “Волгу” ГАЗ-24 по очереди..."
"- И альпинизмом я занимался, сначала в альплагерях на Кавказе, потом и сами ходили на восхождения на пятитысячники на Памире и Тянь-Шане. Был даже первовосходителем на Тянь-Шане - ту вершину мы назвали пиком Максвелла. Последний раз был в горах недавно, года три назад. Тоже на Тянь-Шане, невысоко, 5 тыс. метров, но там главное скальные трудности... И бегал я регулярно. В том числе принимал участие и в массовых забегах от Дворцовой площади вокруг Адмиралтейства. Десятку-то всегда пробегал, а то и 20, и 30 км. А в Выборг на велосипеде ездил на майские праздники. Тут самое трудное - не быть на демонстрации, особенно в бытность ректором. До Выборга 150 км, часов за пять-шесть на велосипеде можно доехать вполне.
А теперь вот с ногами проблемы. И бегать, и даже ходить трудно стало. По ровному-то еще хорошо хожу, а вот по лестнице уже трудновато, и спускаться, и подниматься."
Интервью от 2005 года. "Года три назад": 2002-1925=77. Вспоминаем первую цитату, ага.
"- Какой вам видится современная наука?
- Фундаментальная наука развивается, хоть и медленно. Мы, теоретики, в лучшем положении - нам дорогого оборудования не нужно, компьютеры мы и сами в состоянии купить, а приемники - сами собрать. Но конечно, былого размаха нет."
"Сегодня студентам учиться труднее. Богатые, как правило, не очень способные к науке, а бедным надо работать. На 400 (или даже 600) рублей стипендии не проживешь. Поэтому студенты ходят на занятия, когда могут. А успеваемость падает... Да и после аспирантуры оставить кого-то на кафедре трудно - наши зарплаты никого не привлекают. Мои аспиранты разбежались, кто куда. Да и всюду так. Главная проблема - деньги. Средний возраст работающих на кафедре и в институте высокий. Кто заменит наше поколение?"
Последняя цитата - самая актуальная. Интервью, конечно, не сегодняшнее, но я сильно сомневаюсь, что сейчас что-то кардинально поменялось, увы...
Продублирую ссылку на полное интервью еще раз:
http://www.spbumag.nw.ru/2005/20/3.shtml