После выхода "Сущности христианства" Людвиг Фейербах продолжил свои исследования религии. Будучи уверенным в окончании эпохи христианства, он искал ответы на вопросы о том, что придёт ему на смену. Уже спустя два года, в 1843 году, выходит ещё одна его работа "Основные положения философии будущего". В ней он пытается задать направление дальнейшего развития цивилизации.
Фейербах говорит: как христианство не может существовать в своём старом виде, так и философия не отвечает тем задачам, которые ставит время. В христианстве он видит близость сердцу человека, его чувственной и эмоциональной стороне. Религия - неотъемлемая часть человеческой личности. Философию Фейербах считает рационализированной формой теологии, и она тоже является одной из сущностных сторон человека. Слабость религии состоит в её ориентации на внутренний мир человека при малом внимании к миру внешнему. Философия, наоборот, полностью отрывается от человека, воплощая в себе "чистый разум".
Под философией будущего Фейербах понимал именно синтез философии и религии. Он считал необходимым сохранить положительные стороны того и другого, при этом отбросив обозначенные слабости. Сам Фейербах называл результат такого синтеза антропологией.
"Короче говоря: то, чем мы хотим стать, мы должны сосредоточить в высшем начале, закрепить высшим словом; только таким способом мы освятим нашу жизнь, только так мы обоснуем наше стремление. Только так мы освободимся от противоречия, в настоящее время отравляющего нашу душу, от противоречия нашей жизни и мысли с религией, принципиально несовместимой с этой жизнью и мыслью. Ведь мы снова должны стать религиозными - политика должна стать нашей религией, но это возможно лишь в том случае, если в наших взглядах есть то высшее, что превращает политику в религию" ("Необходимость реформы философии").
Государство - реальность, но эта реальность в существенной степени не соответствует религиозной вере человека. Таким образом, необходимо соединить религиозное сознание и философское мышление, а затем преобразовать окружающую действительность, чтобы преодолеть противоречие между бытием и небытием.
Продолжая развивать мысль о тождественности человека и бога, Фейербах криткует позицию о существовании некоей абстрактной истины, назависимой от реального человека. При этом определяющим чувством он считает Любовь, которая и должна помочь объединить бытие и сознание.
"И объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия - критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет и истины. Только тот представляет собою нечто, кто что-то любит - быть ничем и ничего не любить - то же самое. Чем больше бытия в человеке, тем больше он любит, и наоборот".
Следовательно, новая философия, по Фейербаху, должна содержать в себе и чувственный элемент.
"Новая философия опирается на истину любви, на истину чувства. В любви, вообще в чувстве всякий человек признает истинность новой философии. Новая философия в отношении своих основ есть не что иное, как сущность чувства, возведенная до сознания; она только подтверждает в уме и при помощи ума то, что исповедуется сердцем каждого человека - действительного человека. Она есть возведенное к разуму сердце. Сердцу не нужны абстрактные, метафизические или теологические объекты, ему нужны подлинные, чувственные объекты и существа".
Истина в этом случае ограничивается не только одним лишь знанием, но должна соответствовать всей полноте человеческой жизни. Ограниченная личность, занимающаяся только лишь абстрактными размышлениями, не способна познать истины. Потому насущной необходимостью становится всестороннее развитие каждого.
"Искусство, религия, философия или наука составляют проявление или раскрытие подлинной человеческой сущности. Человек, совершенный, настоящий человек только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным сознанием. Вообще только тот человек, кто не лишен никаких существенных человеческих свойств".
Последовательно развивая мысль, автор приходит к выводу о необходимости коллективизма. Только посредством другого человека-объекта мы можем прийти к истине.
"Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общности, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты".
В единстве человека с человеком должна проявиться та истинная желаемая сущность того, что делает человека равным богу. Именно к таким выводам приходит Фейербах размышляя о том, какой же должна быть та будущая философия, которая придёт на смену христианству и классической философии.
Спустя полтора века мы можем констатировать, что, несмотря на отдельные попытки создания подобного мировоззрения, вопрос этот до сих пор не решён. Впрочем, нерешёнными остаются и те проблемы, которые пытался преодолеть Фейербах. Разложение христианства вызывает многочисленные негативные последствия для Западной цивилизации. Страдают моральные и нравственные устои общества. Научно-атеистическое мировоззрение оказалось чуждым внутреннему миру человека, не смогло удовлетворить теистической потребности личности. В результате общественное противостояние, порождаемое разделением научного и религиозного сознания, делает всё более актуальным вопрос синтеза, предложенный Фейербахом в своей работе. Воспользуется ли человечество этим "ключиком"? Большой вопрос. Но рано или поздно свой ответ нужно будет дать.
Продолжение следует...