В 367 году до н.э. в Афины из небольшого полиса Стагиры приезжает семнадцатилетний юноша по имени Аристотель. Здесь он поступает в Академию Платона и становится одним из самых талантливых учеников этого уже известного философа. Его обучение продолжается около 20 лет. После смерти Платона Аристотель оставляет Академию, руководство которой взял на себя племянник её основателя Спевсипп. Вместе с друзьями философ некоторое время жил в Малой Азии, а затем, в конце 40-х годов, его приглашает к себе Филипп Македонский для обучения своего сына Александра. После победы македонян в битве при Херонее в 338 году до н.э. Аристотель вновь переезжает в Афины. В это время начинается наиболее активный период его жизни. Стагирит основывает свой философскую школу в местности под названием Ликей. Несколько сотен учеников прогуливались по тенистым садам и галереям этого места, потому последователей Аристотеля назвали перипатетиками, т.е. прогуливающимися. В течение двенадцати лет работала эта школа. После смерти Александра Македонского, когда в Афинах начиналось восстание, философ вынужден был бежать из города. Вскоре Аристотель умер на старой вилле своей матери, находившейся на острове Эвбея.
Аристотель стал не просто лучшим учеником Платона, но и главным его критиком. Известная фраза "Платон мне друг, но истина дороже" легла в основу второй по своей известности философской школы Эллады. Стагирит был не только великим мыслителем, но и талантливым организатором. Его трактаты стали продуктом труда не только самого автора, но и его многочисленных учеников, которые собирали информацию для крупных работ учителя. Действительно, Аристотель с большим вниманием относился не только к миру идей, но и к окружающему нас материальному миру. Фактически он стал основателем таких наук как Биология и Психология. Огромен его вклад в Риторику, Физику, Этику, Политику и многие другие дисциплины. В основе учения Аристотеля лежит особый метод, который мы сегодня называем Логикой. Целая серия трактатов, поздними исследователями названная "Органон" (Орудие), описывает каким должно быть правильное мышление. Собранные в работу "Метафизика" отдельные рукописи Аристотеля показывают авторский взгляд на происхождение мира и его законы. Отдельно стоит отметить, что Аристотель являлся первым историком философии. Он описывал взгляды предшествующих мыслителей в первую очередь для того, чтобы не повторить их ошибок.
Работу Аристотеля продолжил его ученик Теофраст, вставший во главе Ликея после вынужденного бегства Стагирита. Он не только завершил труды учителя, но и написал множество своих работ. Однако судьба всех этих рукописей была незавидной. После смерти Теофраста они попали в руки Нелея, который отвёз их в родной полис Скепсис в Пергаме. Здесь они пролежали в подвале почти три века. Только в первом веке до н.э. богач Апелликон сумел приобрести для своей огромной библиотеки уже изрядно потрёпанные книги. Затем это бесценное собрание захватил в свои руки римский диктатор Сулла, и только после этого доступ к трудам Аристотеля и Теофраста получили греческие исследователи Тираннион и Андроник Родосский. В 45 году до н.э. они наконец-то издали все труды Аристотеля и Теофраста, известные нам сегодня. После этого у перипатетической школы фактически открывается "новое дыхание". Впоследствии интерес к Аристотелю уже никогда не пропадал. Через Средневековье и Новое время учение великого философа дошло до наших дней. Фактически оно лежит в основании современной науки. Фрэнсис Бэкон в начале XVII века назвал своё фундаментальное сочинение "Новым Органоном", с него началась разработка новых эмпирических научных методов исследования.
Изучая философию древних греков, мы часто встречаемся с ситуацией, когда ученик создаёт совершенно новое учение, отличное от того, что преподавал ему учитель. Фалес учил, что всё состоит из воды, его ученик Анаксимандр считал первовеществом апейрон. Следующий за ним Анаксимен уже брал за основу воздух. Такая свобода мышления была в порядке вещей у греков. Аристотель, будучи учеником Платона, многое взял у него, но и от многого отказался. В дальнейшем историческом развитии две эти философские системы неоднократно сталкивались между собой, порождая не просто научную дискуссию, но и давая сильнейший толчок в развитии мысли. На сегодняшний день имена Платона и Аристотеля известны каждому образованному человеку. Кто знает, какие ещё открытия найдут в работах этих авторов исследователи будущего.