Я уже много написал про античную Грецию IV века до н.э. Возможно, даже больше, чем про любой другой период. Но, на мой взгляд, обсуждаемое время действительно очень важно. Это было преддверие революционного перехода в политической жизни Эллады. Несмотря на войны, опустошения, катастрофы народ продолжал жить, но это не был упадок или духовное прозябание. Наоборот, наступил новый, необыкновенно творческий период. Выросло поколение учеников Сократа, Еврипида, Фидия, Горгия и многих других. Вчерашние школяры подхватили эстафету прошлого и поднялись на новые творческие высоты. Никогда, ни до, ни после, Греция не производила такого количества талантов. В философии мы видим расцвет этического направления. Платон и Аристотель достигают небывалых высот в развитии человеческой мысли, задавая направление её движения на тысячелетия вперёд. Военачальники Ификрат, Хабрий, Тимофей, Агесилай, Фокион, Тимолеонт, Эпаминонд, Пелопид изменили военное искусство до неузнаваемости и превзошли в этом плане все остальные народы Средиземноморья. Искусство риторики обрело таких гениальных творцов как: Исократ, Алкидам, Лисий, Поликрат. Лучшие греческие ораторы, такие как Демосфен, Эсхин, Гиперид жили именно в этот период. Совершенно по-новому открылось в это время театральное искусство, оно приобрело совершенно иные масштабы. Из Афин и крупных городов оно распространилось по всему греческому миру. Особенно театрам благоволили тираны. И если в части драмы новые творцы не смогли превзойти своих учителей, то в комедии начинается принципиально новый период. В центре внимания греческих драматургов теперь оказываются не политические события, а повседневная жизнь. Новыми героями становятся слуги, рабы, гетеры, солдаты. Творчество Анаксандрида, Антифана, Алексида, Эвбула называется уже средней аттической комедией. Новыми красками заиграло в этот период музыкальное и изобразительное искусство. Одноголосная песня, опера и дифирамб сменили собой классический греческий хор. Тимофей, Филоксен и Кинесий стали наиболее известными исполнителями. В этот период уже возникает целое сословие профессиональных музыкантов, певцов, актёров, поэтов. В скульптуре IV веку до н.э. принадлежат такие имена как: Прокситель, Скопас, Кефисодот, Тимофей, Лисипп из Сикиона. Конфликты этого времени совсем не мешают развитию архитектуры. В ионической Греции начинают восстанавливаться города, находившиеся в упадке ещё со времён греко-персидских войн. Тираны и демократические города в это время стремятся обзавестись прекрасными постройками, поставить скульптуры не только богам, но и своим знаменитым согражданам. Вообще в этот период искусство приобретает реалистический характер. Фокус внимания творцов смещается к современным героям и проблемам. В изобразительном искусстве возвышаются такие художники как: Зевксис, Аристид, Апеллес из Колофона, Памфил из Амфиполя, Павсий из Сикиона. Ходили легенды о баснословных гонорарах этих известных мастеров.
Что должен нам показать такой невиданный рост греческой культуры в IV веке до н.э. на фоне политического прозябания этого народа? В первую очередь, обилие творческих сил указывает на огромный духовный подъём. Греческие полисы были наполнены "кипящими" массами народа, стремящегося к новым открытиям и свершениям. Внутренняя жизнь ограниченной общины казалась уже совершенно недостаточной для человека, открывающего перед собой целый мир. Междоусобицы были только следствием отсутствия политического оформления этой колоссальной энергии. Какая-то могучая сила должна была дать новую созидательную задачу для всех этих людей. В противном случае они рисковали уничтожить сами себя изнутри.