Среди учеников Сократа находился юноша по имени Антисфен. Он жил в Пирее и каждый день проходил около восьми километров, чтобы послушать учителя. Антисфен всегда сопровождал Сократа и находился рядом с ним во время смерти. После этого он начал учить сам недалеко от Афин в гимназии Киносарг, что в переводе означает "Зоркий пёс" или "Белая собака". Вся школа Антисфена в результате получила название "Собачья школа", мы же называем её "кинической". Эта этическая школа культивировала среди своих последователей образ жизни Сократа, его твёрдость, выносливость и бесстрашие. Позднее кинизм даже стал восприниматься не как отдельная философская школа, а как образ жизни. Антисфен видел счастье в добродетели, а добродетель достигалась с помощью нескольких слагаемых. Во-первых, аскетизм - максимальное ограничение своих потребностей. Киники зимой и летом ходили в одном грубом плаще, надетом на голое тело, носили с собой посох и небольшую суму - это всё, что им было нужно для жизни. Во-вторых, киники пренебрегали общим образованием, считая, что мудрость состоит не в умении читать, писать или красиво излагать свои мысли, но в возможности различать добро и зло. Но самое важное, к чему они стремились, - это независимость. Человек, который может довольствоваться самой простой одеждой и пищей, отказываться от мирских благ и богатств, отвергает общественные правила и законы, обретает истинную свободу действия и мысли. Он не пресмыкается перед властью, не тратит лучшие годы своей жизни в добыче пропитания. Киник презирает чужое мнение и общественные правила, которыми связаны люди. Однако не была лишена эта школа и своеобразной гордыни. Античный анекдот гласил, будто однажды Антисфен старался выставить напоказ дыру в своём плаще, на что Сократ ему сказал: "Сквозь этот плащ я вижу твоё тщеславие!"
Наиболее известным киником был ученик Антисфена Диоген Синопский. Поистине мало о каком философе существовало столько анекдотов. Однажды, не найдя места для ночлега, он устроил себе жилище в бочке при храме Матери богов. Летом он перекатывался на горячий песок, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. Однажды, увидев как мальчик пьёт воду из горсти, он выбросил из своей сумки чашку. Выбросил он и миску, когда встретил другого бедного мальчика, евшего чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба. При этом он промолвил: "Мальчик превзошёл меня простотой жизни". Известен и ныне анекдот про его встречу с Александром Великим. На предложение получить всё, что ни пожелает, Диоген попросил царя отойти и не загораживать солнце. После этого Александр якобы сказал: "Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном". С язвительным презрением относился этот философ к окружающим, а когда его, попавшего в рабство, начали продавать, он попросил продавца кричать покупателям: "Кто хочет купить себе господина?!" Богач Ксениад из Коринфа приобрёл его и сделал воспитателем своих детей, а также распорядителем всего хозяйства. Известны были и другие киники: ученик Диогена Моним, Онесикрит, Кратет. Выделяется среди них Гиппархия, которая была пленена речами Кратета. Эта богатая девушка родом из Маронеи принадлежала к аристократической семье. Гиппархия бросила свой дом и вышла замуж за Кратета - человека, у которого не было ничего, кроме старого плаща. Она оделась также, как муж, и везде ходила вместе с ним, побираясь по чужим застольям.
Расцвет кинической философской школы пришёлся на IV-III века до н.э. Ее последователи вызвали самый широкий отклик в античном обществе. Они отвергли общественную мораль, семью, государство. По всей видимости, они были первыми космополитами. В период разложения античного полиса, а вместе с ним и морали, киники первыми радикально поставили вопрос об истинных ценностях человеческой жизни. Является ли погоня за богатством, почестями, наградами такой уж важной, или для счастливой жизни человеку достаточно грубого плаща и одного посоха? И если в большинстве своём люди не решались принять образ жизни киников, то пересмотреть свои взгляды на привычные общепринятые правила они могли. На могиле Диогена даже поставили памятник в виде собаки с благодарностью, что он "указал нам путь, легче которого нет". Киники приняли от Сократа одно очень важное правило: жить в соответствии со своим учением. В дальнейшем они распространились по всему античному миру, часто "псами" называли старцев-странников, независимо от их национальности и познаний в философии. Позднее киники оказали огромное влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности на такие его формы, как юродство и странничество.