Метемпсихоз

Nov 24, 2017 19:21




Мы привыкли воспринимать идею переселения душ (метемпсихоз) как веяние восточных религий. Однако представление о том, что человек на самом деле рождается не единожды,основано на серьёзной европейской традиции, в частности, античной. Одним из первых говорил о возрождении души в новом теле известный философ Пифагор. Он заявлял, будто может вспомнить свои предыдущие воплощения, причем не только в человеческом теле. От Пифагора идея метемпсихоза была воспринята Эмпедоклом, а затем и Платоном. Афинский философ внимательно изучал идеи Пифагора, общался с пифагорейцами и в конце концов принял многие их идеи в своём учении. В известном диалоге "Федон" Сократ, осуждённый на смерть, рассказывает о переходе души в новое тело. Платон считает, что души воспринимают идеи, когда находятся в истинном мире, отделённые от материального тела. Затем в человеческом обличии они только припоминают то, что видели ранее по ту сторону жизни. Влекомая чувственным желанием душа с неба устремляется на землю. Здесь она может обрести философское знание и вернуться на небо чистой, либо погрузиться в мирскую суету, материальные желания и переродиться в животное. От Платона представление о метемпсихозе распространилось по всему греческому и античному миру. Множество известных личностей Греции и Рима разделяли взгляды Пифагора и Платона. Среди них: Эпаминонд, Овидий, Энний и многие многие другие. Вергилий в "Энеиде" рассказывает о встрече главного героя в Элизиуме с душами римских героев, которым ещё предстоит возродиться на земле. Перед рождением душа пьёт воду из Леты, реки забвения, потому забывает всё, что видела и знала ранее. Только после этого она вновь соединяется с телом. Новые христианские представления об однократном рождении души вместе с телом, а потом о её пребывании в ином мире и единственном телесном воскресении, вступили в противоречие с философскими идеями платоников и пифагорейцев. Отцы церкви, получившие прекрасное греческое философское образование, безусловно, были знакомы с трудами Платона и его последователей, а также Плотина и неоплатоников, переживавших в III веке н.э. значительный подъём. Наиболее известный христианский философ Ориген даже сделал допущение о возможности существования души до телесного рождения, впрочем, позднее эти идеи были анафемствованы. Во времена господства христианства идея метемпсихоза была отвергнута. Вновь интерес к ней возник только в Новое время.

В древние времена сознание разделило материальную и духовную составляющую человека. Само это деление ставило вопрос о душе во главу угла как для религиозной, так и для философской мысли. Если тело смертно, то можно ли спасти то, что не является материальным? Попытки положительно ответить на этот вопрос можно назвать "утешением". Человек античности перед смертью брал в руки диалог Платона "Федон", где Сократ рассказывал ему какие блага ожидают душу, вырвавшуюся из своей телесной оболочки. Возвращение на землю и рождение в новом теле рассматривалось как недостаток души, которая вновь должна сделать попытку очиститься от пороков. Те, кто вёл порочную жизнь, зависел от материальных благ, дальше возрождались в телах животных, а затем и растений. Чем меньше в душе духовного, тем более поглощает её материальное начало. Но душа, освободившаяся от всего тленного, уже не отягощается стремлением на землю. Она получает возможность существовать в идеальном мире, созерцая истинное Благо в вечном блаженстве.

античность, Платон, religion, philosophy, мысль

Previous post Next post
Up