Не про Колю из Нового Уренгоя

Nov 22, 2017 17:00




19 ноября 2017 года школьник Коля из Нового Уренгоя совершил своё невероятное выступление в немецком Бундестаге. Буквально на следующий день он проснулся знаменитым. В информационном пространстве взорвалась такая бомба, какой не было уже давно. В СМИ обрушился вал сообщений об этом выступлении. Целый день 20 ноября в эфире, в социальных сетях не переставая муссировались слова школьника. О нём высказались буквально все комментаторы. А теперь и я хочу сказать пару слов, но уже не о Коле.

Первая тема, на которую хотелось бы обратить внимание, - это контекст выступления. Сразу скажу: я не верю в то, что текст написал сам школьник. Без проверки преподавателей ему даже на школьной линейке не дали бы выступить, не говоря уже о Бундестаге. Скорее всего, Николай сам написал первый вариант текста вместе с родителями, что подтверждает и его мать. Затем текст был изменён, якобы для соблюдения регламента, но я думаю, что дело не в этом. Текст согласовывался не только организаторами с нашей стороны, но и с немецкой. Возникает такое ощущение, что некоторые пассажи были прямо переведены с иностранного языка, так как обычно мы так не говорим. Давайте посмотрим на ту часть, которая вызвала наибольший резонанс:

«История Георга и работа над проектом тронули меня и подтолкнули на посещение захоронения солдат Вермахта вблизи Копейска. Это огорчило меня. Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно, не желали воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка - участник войны».

Специально выделил пару мест, которые выглядят очень странно. Почему использовано слово "огорчило"? Посещение захоронения и "огорчение" не сочетаются между собой. Разве мы говорим: "Посещение кладбища огорчило меня"? Или фраза про выводы от посещения Колей захоронений. Как можно узнать от могил, чего хотели лежащие там? Так можно говорить только изучая документы и записи этих людей, чего Коля, судя по всему, не делал. Ему только прислали из Германии информацию об одном из пленных. Вообще текст звучит очень странно для русского уха. Впрочем, я не филолог. А моя смелая гипотеза состоит в том, что текст менялся, в том числе, и немецкой стороной.

Однако дело не только в этом. Что, собственно, сказал Коля? Он озвучил известную концепцию, которую можно проследить ещё по мемуарам немецких военных из ФРГ времён Холодной войны. Она состоит в том, что немецкий народ - это жертва преступного фашистского режима. Солдаты на самом деле только выполняли свой долг, а настоящим преступником был Гитлер и его режим, от которого пострадали сами немцы. В дальнейшем эта концепция существенно расширилась. Немецкий и русский народ в новой редакции превращаются в жертвы двух режимов: Сталина и Гитлера. Простые люди не желали воевать, но два тоталитарных режима столкнули их в кровавой бойне. На самом деле уже немецкие историки очень многое сделали для того, чтобы показать злодеяния не только войск СС, но и Вермахта. Расстрелы, убийства и насилия совершались как карателями и идеологическими подразделениями, так и обычными немецкими фронтовиками. Начиная с июня 1941 года командующие немецкими армиями и танковыми группами призывали беспощадно расстреливать евреев, коммунистов, политработников. Немцы сознательно, на уровне высшего командования отказались от использования гуманных методов войны, и этого не могли не знать, в том числе, простые солдаты. Безнаказанное уничтожение мирного населения началось с 1941 года и продолжалось вплоть до 1944 года. Участвовали в этом и части Вермахта.

Данное выступление российских школьников, покорно зачитавших нужный немцам текст, знаменует собой только активно ведущуюся работу по пересмотру итогов Второй мировой войны. Речь не идёт о примирении, так как ещё Советский Союз примирился с немцами. Вот только то примирение стояло на признании немцами своей вины за агрессию против нашей страны и убийство миллионов людей. Теперь идёт пересмотр этого соглашения. В новой редакции Россия должна взять на себя часть ответственности за развязывание войны и преступления против мирного населения. Народы признаются невиновными, но политические режимы приравниваются друг к другу. В русском и немецком плену погибали люди, СС и НКВД проводило карательные акции против мирного населения, русские и немцы зверствовали на территориях друг друга. И не надо говорить, что эта концепция внедряется в общественное сознание только в Германии. В нашей стране тоже достаточно пропагандистов-антисоветчиков, которые готовы "подружиться" с немцами на этих условиях. Вот об этом был текст Коли из Уренгоя.

image Click to view



Но есть ещё и вторая тема: резонанс в информационном пространстве России. Это событие СМИ могли и не заметить, наши школьники ездят в Германию уже давно и навряд ли для того, чтобы немцы каялись перед ними за прошлые преступления. Но тут громыхнуло на всю страну. Видео Коли с невероятной скоростью распространилось в социальных сетях, телевизионных и электронных СМИ, возник колоссальный резонанс среди населения. Как обычно ведёт себя высшая власть в подобных случаях? Высокие чиновники обещают разобраться, находят стрелочников и немедленно их увольняют. Так было совсем недавно, когда преподаватель показала фильм ужасов ученикам. Учителя немедленно уволили, а чиновники заявили о недопустимости подобных действий. Что происходит в данном случае? В тот же день делают заявления педагог и мэр Нового Уренгоя, они не согласны с негативной оценкой текста. Это звучит как вызов общественному мнению и массово перепечатывается в СМИ. 21 ноября включается государственная машина пропаганды, которая работает на погашение волны возмущения. Апогеем становится заявление Пескова про "экзальтированную травлю мальчика". Что должен был сделать Песков? Он должен был озвучить официальную позицию о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны, дать обещание разобраться в вопросе, сделать выводы о необходимых изменениях в системе образования. Что он делает в реальности? Он говорит, что это не наше дело, а ваша травля бедного мальчика недопустима. Что это, если не вызов? Как ещё должны были интерпретировать это в СМИ? Тут же в социальных сетях начинает распространяться цитата Путина от 2015 года.

"Мама вообще была у меня человек очень мягкий, добрый… И она говорила: «Ну какая к этим солдатам может быть ненависть? Они простые люди и тоже погибали на войне». Это поразительно. Мы воспитывались на советских книгах, фильмах… И ненавидели. А вот у нее этого почему-то совсем не было. И ее слова я очень хорошо запомнил: «Ну что с них взять? Они такие же работяги, как и мы. Просто их гнали на фронт»"



Таким образом, что произошло в политическом смысле? Публикация и моментальное распространение видео с Колей невероятно быстро разогрела общество. Это "пушка" общественного возмущения не могла быть направлена только на Колю. А действия власти и провокационное заявление Пескова прямо сделали целью этого информационно-психологического снаряда фигуру Путина. Так или иначе именно его авторитет в результате данного эксцесса должен пострадать. На языке предвыборного года это означает потерю нескольких, а то и десятка процентов рейтинга. Власть не смогла или не захотела изменить вектор общественного возмущения. Президент прямо получил этот удар, который сейчас пытаются смягчить по телевизору кремлёвские пропагандисты.

image Click to view



Власть оказалась прицеплена к произошедшему, и этот эпизод будет не раз использоваться в период предвыборной гонки. Очень важно как Путин ответит, когда вопрос о Коле будет задан ему в лицо. А это рано или поздно случится. Теперь Кремль в глазах общественного мнения оказался прямо привязан к данному происшествию. Информационный повод оформлялся целый день и сформировал конкретное отношение у миллионов людей, а затем администрация президента приняла этот негатив на себя. Почему это произошло? Либо событие в Германии оказалось настолько "прицепленным" к первому лицу, что дистанцироваться от него не представлялось возможным, либо этот удар стал провокацией самого ближайшего окружения Путина. У события в любом случае были организаторы, кто-то правил текст мальчика, либо закрывал глаза на исправления немецкой стороны, кто-то создал информационную волну в стране, кто-то дезорганизовал действия провластных спикеров и в конце концов Песков почему-то сказал то, что сказал, именно в такой развязной и провокационной манере. Это уже не провокация с "Доской Маннергейма", на открытии которой присутствовал Иванов, это событие гораздо более серьёзное. Поэтому, возможно, уже в ближайшее время мы увидим изменения в администрации президента.

Данное событие, на мой взгляд, позволяет оценить какой будет предстоящая президентская гонка. Против Путина совершён первый полноценный информационный "выстрел", который был направлен именно на патриотическую часть электората. Сделан он был не из "гнезда либералов", откуда обычно их ожидают, а совсем с другой стороны, можно даже сказать "с тыла". Те, кто должны были отражать этот удар, не смогли этого сделать. Их запоздавшие и неумелые комментарии вызвали только ещё большее возмущение. И вот с этой неповоротливой машиной государственной пропаганды мы входим в предвыборный цикл 2018 года? Я думаю, что это очень важный "звоночек", показывающий, что президентская гонка пройдёт очень насыщенно и её результат сейчас предсказать не так просто, как некоторым кажется.

неофашизм, article, news, politics, video, Россия

Previous post Next post
Up