Здравствуйте. Здесь ещё можно было бы упомянуть, что современная версия "Спартанского мифа", судя по всему, во многом связана с немецким антиковедением первой половины XX в. Сначала в период Веймарской республики, а затем в связи с новыми веяниями возрождался образ "простого государства" без роскоши и упадка, главным делом которого является само существование государства (ну, и война). Но не связана ли лаконофилия и с тем, что огромное число сведений дошло через (всё-таки) популярного и любимого народом платоника Плутарха (имею в виду, что образ Спарты из сочинений Плутарха популярнее чем, скажем, этот же образ у Фукидида)? То есть, что в этом мифе мы имеем дело не со Спартой, а с "Законами" и "Государством" Платона. То есть, не является ли это попросту широчайшим следом платонизма? Хотя, как Вы верно заметили, воинственная составляющая Платоном критикуется.
Добрый день. Специально не хотел делать акцент на отношение немецких фашистов к Спарте, чтобы не возникло превратного отношения у читателей. Думаю, что к "Спартанскому мифу" активно приложили руку многие историки, которые были неравнодушны к Спарте в Новое время. Даже две школы возникли, поклонники демократических Афин и аристократической Спарты. Ну и, конечно, в современной политике этот миф используется вовсю.
Что касается Плутарха, то я всё-таки писал про феномен начала IV до н.э., когда этот миф возник. Плутарх писатель поздний, который, конечно, оказал огромное влияние на последующих авторов. И, кстати, именно через Плутарха и его источники к нам пришли совершенно лживые мифы, например, про убийство больных детей. К сожалению нет возможности проследить существование этого мифа в позднее время.
Comments 2
Здесь ещё можно было бы упомянуть, что современная версия "Спартанского мифа", судя по всему, во многом связана с немецким антиковедением первой половины XX в. Сначала в период Веймарской республики, а затем в связи с новыми веяниями возрождался образ "простого государства" без роскоши и упадка, главным делом которого является само существование государства (ну, и война).
Но не связана ли лаконофилия и с тем, что огромное число сведений дошло через (всё-таки) популярного и любимого народом платоника Плутарха (имею в виду, что образ Спарты из сочинений Плутарха популярнее чем, скажем, этот же образ у Фукидида)? То есть, что в этом мифе мы имеем дело не со Спартой, а с "Законами" и "Государством" Платона. То есть, не является ли это попросту широчайшим следом платонизма? Хотя, как Вы верно заметили, воинственная составляющая Платоном критикуется.
Reply
Что касается Плутарха, то я всё-таки писал про феномен начала IV до н.э., когда этот миф возник. Плутарх писатель поздний, который, конечно, оказал огромное влияние на последующих авторов. И, кстати, именно через Плутарха и его источники к нам пришли совершенно лживые мифы, например, про убийство больных детей. К сожалению нет возможности проследить существование этого мифа в позднее время.
Reply
Leave a comment