Лаконофилия

Nov 14, 2017 22:07




После победы спартанцев в Пелопоннесской войне в Греции происходит важная перемена в общественных настроениях. Демократия проигрывает не только войну, но и симпатии очень многих греков. Например, среди учеников Сократа уже не было сторонников демократического режима. Наоборот, возник огромный интерес к государственному устройству Спарты. Ксенофонта можно назвать наиболее известным спартофилом античности. Этот знаменитый афинянин становится большим другом Спарты. Во всех его трудах хорошо прослеживается это отношение: от "Истории", написанной как продолжение работы Фукидида, до "Лакедемонской политии" и "Агесилая", где порядки аристократического полиса ставятся в пример современникам, а промахи "замыливаются" или даже вовсе не упоминаются. Тут же можно вспомнить политические диалоги Платона, где одним из собеседников афинянина становится спартанец. Платон прямо указывает на превосходство лакедемонских законов перед всеми остальными. Эти и другие авторы в начале IV века до н.э. создали так называемый "Спартанский миф", базирующийся на реальных деяниях спартиатов, но излишне идеализированных. Это была уже идеологическая конструкция, где законодательству Ликурга приписывались наибольшие политические достоинства. Законы Спарты считались образцово-показательными и наиболее благими для человеческого общества. Неудачи Лакедемона списывались на отступление от обычаев предков, законов Ликурга и порчу нравов. Подвиги спартанцев, их боевые качества, общественные добродетели, поведение, скромность быта и лаконичность ставились в пример всей Греции. Эта традиция сохранялась ещё долгое время, в античности слава Спарты уступала разве что Риму. В Новое время она вновь возродилась, например, Жан-Жак Руссо был последовательным лаконофилом. Лидеры Великой Французской революции видели в античной Спарте реальное общественное воплощение "свободы, равенства и братства". Да и до сих пор миф о 300 спартанцах существует в общественном сознании.

Наибольшее распространение лаконофильство в античности получило в среде аристократии, но ею не ограничилось. Политические мыслители с огромным интересом смотрели на успехи Спарты, которые были особенно важны в период разложения древнегреческих полисов. А так как господствовало мнение, что именно законы определяют нравы в обществе, то законодательство Ликурга было предметом особого внимания. Посреди всеобщей борьбы, интриг, предательств, споров, внутренних неурядиц за спартанский образ жизни ухватились как за путеводную нить, внутри которой должен был содержаться ответ на вопрос о том, как спасти общество от распада, защитить себя от внешних угроз, найти наилучшие правила совместного существования. Тогда же возник жанр политической утопии, описывающий воображаемое идеальное общество. Спарта поражала не только своими успехами, но и своей инаковостью. Её пример наглядно показывал насколько пластичным может быть человеческое общество, как его можно изменить и даже спроектировать в соответствии с задумкой человека.

античность, politics, мысль, history

Previous post Next post
Up