Миф и рациональное сознание

Nov 08, 2017 21:21




Попытки построить рациональную картину мира на основе Мифа в античности мы можем наблюдать уже у Гомера и Гесиода. Создание иерархии богов, взаимодействия разных поколений, поиск первоначала, попытки свергнуть божественную власть, как отражение природных и социальных процессов в обществе, всё это приёмы, которые не были характерны для древнего мифологического периода. Однако в новом поколении, которое научилось преобразовывать окружающий мир, освоило новые орудия труда, сельскохозяйственные приёмы запрос на стройную картину мира был очень высок. Философия впервые начала пересматривать саму сущность божеств, разбирать их природу, искать её в окружающем мире. Сама категория нематериального еще не была понятна человеку того периода. Конечно, ранние философы не могли отказаться от мифологии и выстроенной на её основе религии. Но могли предложить по новому взглянуть на саму божественную сущность. Софисты первые начали критиковать именно мифологию, указывая на её противоречия, нелогичность. Они первые назвали себя агностиками и атеистами, чем возмутили общество. В отказе от мифологии увидели угрозу своему образу жизни и гражданскому миру. В качестве реакции возникли репрессии, сначала против софистов, а затем против философов. Первое обвинение Сократа состояло в его безбожии, отрицании государственных богов и введении новых божеств. Но это было не совсем так. Сократ не вводил новых божеств, исполнял он и обычаи предков: приносил жертвы, гадал. Но его рассуждения, конечно, несли угрозу старым представлениям. Он предлагал с позиции новой морали, новых интеллектуальных методов взглянуть на традиционную мифологическую картину мира. Как бог, который по определению должен быть благим, может прелюбодействовать, убивать, насиловать, красть и т.п.? Если всё это недопустимо для человека, то что за коварные силы клевещут на божество? Почему в одной области о божествах говорят одно, а в другой ровно противоположное? Почему всемогущие божества на самом деле совсем не всемогущественны, но могут управлять только какой-то отдельной стихией или функцией? Зачем божествам нужны жертвы, если они всё равно не питаются земной пищей, да и её могли бы достать без каких либо усилий со своей стороны? Что такое добро и зло, и как боги могут соотноситься с этими понятиями? Этих и других вопросов копилось много, их задавали софисты, на них пытались отвечать философы, ученики внимательно слушали их и делали выводы.

Мифология была повержена в общественном сознании задолго от отказа от неё. Уже в V веке до н.э. боги превращаются в героев трагедий и комедий, над ними смеются, их рассматривают как обычных людей с антропоморфной внешностью, но обладающих сверхъестественными возможностями. Языческая религия постепенно начала терять свои позиции в обществе. Смешные боги - это уже не боги. Обряды превратились в традицию, которая выполнялась по привычке, а не от большого религиозного рвения. В этой ситуации именно философы часто становились теми, кто должен был удовлетворить духовный запрос общества. Неудивительно, что всё больше и больше молодых людей начали приезжать в Афины с огромным желанием познать истину. Уезжая домой, они занимали важные общественные посты, становились советниками политиков, учителями, воспитателями. В дальнейшем этот процесс только набирал силу.

античность, myth, philosophy, мысль

Previous post Next post
Up