Кто сегодня не знает что такое комедия? Все мы любим этот вид искусства: легкий, игривый, повышающий настроение. Как отдельный жанр он появился в V веке до н.э. В тот самый век наивысшего расцвета Афин и греческого искусства вообще. Отцом комедии принято называть Аристофана. В этот ранний период были, конечно, и другие комедиографы, но самым успешным был, безусловно, он. Фактически одиннадцать комедий Аристофана - это всё, что мы знаем про тот период развития жанра. И это неудивительно. Комедия, в отличие от трагедии, очень сильно связана с настоящим временем, его проблемами и происшествиями. Одна и та же шутка сегодня вызывает бурный смех и овации, а назавтра - только грустную ухмылку или даже непонимание у зрителя. Забвение Аристофана уже в античности было связано именно с тем, что комедии, выходившие из под его пера, имели конкретную привязку к текущему моменту. Люди, которым мало было известно о политических дрязгах Афин времён Пелопоннесской войны, не понимали: кто скрывался под тем или иным образом и на что намекал автор в своих репликах. Зато это очень хорошо знали современники, что часто грозило автору серьёзными последствиями. Так, одной из "жертв" острых шуток Аристофана стал демагог Клеон. За это комедиограф даже попал в суд, где должен был доказывать своё афинское гражданство. Наиболее провокационные роли приходилось играть самому Аристофану, так как многие актёры боялись возможных последствий. Однажды слуги Клеона даже побили его прямо в театре. Однако достойно удивления, что в целом невероятно смелые и искромётные шутки, в первую очередь на политические темы, не приводили к более серьёзным последствиям для автора. Это говорит о высоком уровне политического плюрализма в гражданском обществе Афин того периода. Сами темы комедий показывают, что это было не просто шутовство на потеху публике, но инструмент внутренних партийных дискуссий в обществе. Комедия, в отличие от трагедии, использует "низкие образы", наиболее простые и примитивные стороны окружающей жизни, повседневные происшествия, низменные характеры. Аристофан активно использует этот набор творческих инструментов для перевода сложных тем на понятный для большинства язык. На сцене он обсуждает вопросы о мире, возрастающее влияние демагогов, воспитание подрастающего поколения, упадок нравов и роль в этом процессе театрального искусства. За юмористическими сюжетами точно прослеживались наиболее важные проблемы афинского общества.
Еще одна важная деталь творчества Аристофана состоит в том, что в нём можно увидеть изменение интереса афинской публики. Если ранние его комедии, словно зеркало, отражают высокую важность для граждан общественной жизни Афин. То позднее в фокус внимания автора попадают, в первую очередь, бытовые и личные вопросы. Вместе с историческими изменениями менялся и зритель. На место граждан, стремящихся к мировому первенству, приходят обыватели, чей интерес ограничивается своим маленьким миром, личными бедами и переживаниями. Эта перемена происходит сразу вслед за окончанием войны со Спартой. Афинское общество, испытав горечь страшного поражения, отказывается от прошлых притязаний. Афины продолжают играть важную роль в жизни Греции, в том числе военную и политическую. Но многие граждане уже не готовы идти на большие жертвы. Теперь их привлекает простая и незатейливая жизнь, которую нынче принято называть нормальной. Наиболее пассионарные личности могли реализовать себя в философии и риторике, стать военными наёмниками или торговцами, но полем их деятельности можно считать уже всю Грецию. Афинский полис теперь почивает на лаврах былого могущества, учится у величайших деятелей прошлого, хранит традиции. Но он уже никогда не будет определять судьбы мира, скорее изменяющийся мир будет определять будущее Афин.