После свержения тирании Писистратидов в 508 г. до н. э. перед афинянами встала проблема: как в дальнейшем предотвратить приход к власти тиранов. Посредством реформ Клисфен ввёл для этого политический механизм, который назывался остракизм. Каждый год проводилось голосование, граждане писали на черепке имя того, кто, по их мнению, угрожал демократии. Если против кого-то набиралось более 6 тысяч голосов, он должен был в течение 10 дней покинуть город на 10 лет. По задумке автора голосовать нужно было не за того, кто гражданам не нравится, но за того, кто благодаря своей известности может претендовать на единоличное правление. Ведь тираном становится не тот, кого ненавидят, а тот, кого более других любит народ. Первый раз остракизм был использован против Гиппарха в 487 году до н. э., он был тестем бывшего тирана. Далее с помощью этой процедуры афиняне изгоняли таких известных деятелей как Фемистокл, Аристид, Кимон, Дамон, Фукидид. Последним, кого удалили из города остракизмом, стал демагог Гипербол в 417 году до н. э. Процедура, которую планировали использовать против потенциальных тиранов, быстро превратилась в механизм партийной борьбы. Народ, разделившийся на партии, изгонял уже не столько самого популярного политика, сколько лидера противостоящей партии. Отказались от остракизма после того как в результате сговора сторонников Никия и Алкивиада изгнан был второразрядный демагог, не имевший большой поддержки среди демоса. Т.е. сама процедура была скомпрометирована, показала свою неприменимость в реальной политической жизни афинского полиса. Использовали эту процедуру и в других демократических полисах, например, в Аргосе и Сиракузах.
Остракизм как процедура не выполнил своей исторической роли. Как, впрочем, и многие другие процедуры, традиции и законы. До сих пор не было открыто универсальных политических механизмов, которые позволили бы сохранить навечно какую-то форму государственного правления. У власти всегда находится та сила, которая готова к борьбе за её приобретение или сохранение за собой. Лучший способ сохранения демократии - это не "остракизмы", а планомерная политическая подготовка народа, его организация в союзы, движения и партии, готовность людей к мобилизации, лишениям, трудностям во имя процветания родного демократического государства. А самое главное, что необходимо, - это хорошее политическое образование, без которого любое политическое движение можно обратить против провозглашаемых целей.