Выдающийся советский учёный и исследователь Алексей Федорович Лосев при изучении мифологии выделял следующие этапы развития религиозно-мифологических взглядов в человеческом обществе:
1) Фетишизм.
Возникает на самой ранней стадии общинно-родовой формации. На этом этапе человек только начинает выделяться из биологического мира. Он не мыслит себя как индивидуальность, но ощущает свою личность только придатком по отношению к "не-я". Внешний природный мир понимается как живой. Всё вокруг представляется сознанию как материальное, физическое и даже разумное. Оно словно движется под управлением непонятных слепых сил. Неудивительно, что под фетишизмом подразумевается отношение к любому чувственно воспринимаемому предмету как к живому. Происходит обожествление предметов, камней, растений, животных. Человек наделяет метеориты, необычные камни, особенно полезные вещи и растения некими силами, способными оказать помощь, поддержку, предсказать будущее.
2) Анимизм.
Появляется вместе возникновением производящего хозяйства, когда человек уже пользуется не только готовым продуктом природы, но уже учится самостоятельно создавать отдельные вещи. В этот момент происходит отделение понятия вещи от самой вещи. А в мифологии человек начинает разделять саму вещь и демона этой вещи, т.е. само физическое содержание и силы, которые в нём могут находиться. Лосев предлагает различать преанимизм, анимизм и поздний анимизм. Если на первом этапе демон лишь мимолётное, безличное, безымянное, то на последних он обретает свой характер, взаимодействует с собратьями и людьми, ведёт светскую и семейную жизнь.
3) Мифология героизма.
Здесь на первое место выходит герой, т.е. человек, появившийся в результате божественного вмешательства. Как правило, он является потомком одного божественного и второго смертного родителя. Герой вступает в противоборство с древними хтоническими силами и побеждает их. Расправляется с чудищами и страшилищами, которых рисовало воображение первобытного человека. Появляется строгая иерархическая община богов, тождественная патриархальному общественному укладу этого периода. Появляются Олимпийские боги, древняя богиня-Мать распадается на множество женских божеств, наделённых разными функциями: Геру (брак и моногамная семья), Деметру (планомерное и организованное земледелие), Афину (честная и упорядоченная война), Афродиту (любовь и красота), Артемиду, сохранившую древние охотничьи функции и т.д. Уже в завершении этого этапа люди начинают заметно смелеть: они то и дело начинают озвучивать свою позицию, влиять на исход битв, спорить и даже вступать в сражения с богами. Вспомнить хотя бы Гомеровского Диомеда, побеждающего Ареса и Афродиту. На первое место начинает выходить культ Диониса, который в своих оргиастических и экстатических проявлениях позволяет простому человеку почувствовать своё единение с богом.
Заканчивается мифология вместе с общинно-родовым строем, для которого она была своеобразной идеологией. Однако, несмотря на это, мифология продолжает существовать в каком-то виде до сих пор. В период рабовладения мифология обретает художественные черты. Она превращается в служебный источник вдохновения для литературы и искусства. Художники используют богов для выражения собственного понимания красоты, драматурги пользуются их образами в политических целях.
Понятие мифа мы применяем до сих пор, но оно, безусловно, носит уже совершенно иную форму, нежели в древнем мире. Остатки древнего мышления сохранились у нас в виде атавизмов. В наше время люди продолжают носить амулеты, словно во времена фетишизма, разговаривают с окружающими предметами, наделяют их характером, как в эпоху анимизма. Мы смотрим фильмы про бэтмена, человека-паука, супермэна, которые продолжают сражение со злом, как их прообразы: Геракл, Персей, Тесей, Ахилл. Даже в повседневной жизни мы уповаем на героя, который появится и сделает за нас нашу работу, победит несправедливость и зло. Но было бы ошибкой думать, что сознание людей не изменилось. Наши фантазии уже не носят того живого и благотворного характера, как это было в древности. Это уже только игры разума, попытка скрыться от окружающей действительности и мирских проблем.