Античный языческий храм, кроме религиозной, выполнял еще очень важную социальную функцию. Он служил убежищем для любого, кто нуждался в защите. Каждый мог зайти в храм и припасть к алтарю. С этого момента он считался под защитой божества. Никто не мог забрать человека оттуда против его воли. Некоторые годами могли жить около алтаря в надежде переждать гнев преследователей. Именно к этому способу сохранить свою жизнь прибег спартанский царь Агид после переворота Леонида. Он сидел в храме Афины Меднодомной и отказывался выходить. Его друзья и родственники приносили пищу. Только предательство подкупленных друзей, которые сопровождали его в баню, помогло противникам захватить юношу. Но были и другие, менее гуманные способы покончить с противником. В том же самом храме ранее искал спасения известный спартанский полководец Павсаний. Сначала у храма разобрали крышу, а затем полностью замуровали все входы и выходы. Через несколько дней его полумёртвого вынесли, вскоре Павсаний умер. Cпартанцы были вынуждены приносить обильные жертвы, чтобы смыть этот грех. История сохранила нам пример нарушения закона убежища и афинянами. Килон решил стать тираном Афин. Вместе со своими сторонниками он захватил акрополь. Жители, узнав об этом, окружили крепость. Килону с братом удалось бежать, остальные его сторонники припали к алтарю Эвменид. Осаждающие нашли несчастных в храме. Пообещав не причинять вреда, их вывели оттуда и умертвили. Сотворивших это святотатство афиняне изгнали. Через несколько лет изгнание было повторено для вернувшихся, кости умерших нечестивцев выкопали из земли и выбросили из страны. Аналогичное святотатство совершили спартанцы в отношении илотов, укрывшихся в храме Посейдона на Тенаре. Их уговорили выйти и убили. Это стало причиной великого землетрясения в Спарте. Совершив преступление, святотатцы автоматически становились виновными во всех происходящих напастях. Из гонителей они сами превращались в гонимых. Поэтому просителей не отнимали от алтарей силой, а использовали хитрость или убеждение. Хотя и это часто не спасало от возмездия. Осквернение храмов использовали, в том числе, и во внешнеполитических целях. Указанные выше преступления спартанцев и афинян были приведены в качестве дипломатических нот друг к другу перед Пелопонесской войной.
Священное право является очень мощной силой для сдерживания негативных побуждений в человеке. С самой глубокой древности оно считается последней надеждой для спасения жизни. Можно избежать наказания человеческого, купить поблажку, договориться, запугать, но спастись от божественного гнева невозможно. Конечно, если божество существует. Когда уходит вера в высшие силы, рушатся и многие этические преграды внутри человека. Эта "великая этическая стена", преграда для нашей тёмной стороны. Она была воздвигнута так давно, что истоки уже невозможно найти. Иногда "стена" истончается, и тогда разнообразные чудовища, порождённые человеческой злобой и ненавистью, являются в этот мир. Возможно самая главная задача, которую предстоит решить человеческому обществу, это всеобщая победа над страстями, таящимися внутри нас.