Умилительным весельчаком обычно показывается в литературе древнегреческий бог Дионис, он же Вакх, бог виноделия и виноградарства. Однако, он является одним из наиболее кровавых и неистовых божеств во всём греческом пантеоне. Ранее исследователи даже считали его целиком заимствованным с Востока, настолько его культ нетипичен для Греции. Тем не менее, поздние находки Микенского периода показывают присутствие Диониса в пантеоне богов уже в тот период. Согласно мифу Гера из ревности заразила внебрачного сына Зевса безумием, и он отправился в путешествие по Азии. Дионис был в Египте, Индии, Сирии, везде он впадал в безумие, ему сопутствовали убийства и насилия. Повсюду людей обучали выращивать виноград и отправлять культ этого божества. При переправе через Босфор эдонский царь Ликург оказал сопротивление армии Диониса, опрокинув её назад в море. За это смертного покарали приступом безумия. Ликург убил своего сына, представляя что рубит виноградную лозу. Затем от отрубил у трупа нос, уши, пальцы. За этот грех эдонцы убили своего царя на горе Пангей. Они привязали его к диким лошадям, которые разорвали человека на части. Далее сопротивление Дионису оказал царь Фив, Пенфей. Он схватил Диониса и посадил за решётку. Безумство обуяло фиванских женщин, во главе с царицей Агавой они набросились на Пенфея и растерзали его тело. Ликующая Агава несла голову сына, думая что одолела льва.
Праздники в честь Диониса назывались Дионисии, позднее в Риме они были названы Вакханалии. По всей видимости Дионис был только заместителем каких-то более ранних женских божеств, существовавших во времена матриархата. Изначально в них принимали участие женщины. Они уходили в леса или на горы и там предавались оргиям. Затем в Греции этот праздник превратился в общенародный, но он уже не носил такого безумного, оргиастического характера. Люди впадали в безудержное веселье, пили вино, танцевали, пели. Именно из Дионисий родился древний театр. В новое время культом Диониса интересовались многие исследователи. Одним из них был известный философ Ницше. Он видел в Дионисе иррациональное, чувственное начало, господствовавшее в доклассическую эпоху. Ему Ницше противопоставляет "аполлоническое" разумное начало. В борьбе этих двух начал симпатии самого Ницше всецело на стороне Диониса.