Кукушка

Aug 31, 2015 21:17


image Click to view


Образ кукушки в русской мифологии овеян особым мистическим ореолом. Она, словно древнегреческие Мойры, может узнавать судьбу. Русский человек вопрошает: "Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?". А затем, считает сколько раз она прокукует в ответ. Традиция эта очень давняя, уходящая своими корнями в ещё языческие традиции и живая до сих пор.

Недавно услышал песню "Кукушка", исполненную нашей поп-певицей Полиной Гагариной. Это саундтрек к фильму "Битва за Севастополь", снятому Сергеем Мокрицким в этом году. Сразу скажу, что фильм я не смотрел. Когда-то давно зарёкся приобщаться к современному кинематографу на тему Великой Отечественной. Но об этом я напишу как-нибудь потом. Что касается песни, то она получилась очень качественной. Прекрасный голос, шикарная аранжировка, сильные эмоции... И всё бы ничего, вот только текст совершенно выпадает из общей картины. Гагарина как будто исполняет некий набор слов, вкладывая в него собственные переживания, оторванные от основной смысловой канвы. Получилась красивая песня, но совершенно пустая. В лучших традициях современной поп-музыки. Стоит только чуть-чуть вдуматься в текст какого-нибудь нового популярного хита, так сразу сталкиваешься с полнейшим ничтожеством разума, создавшего сей "шедевр". Поэтому современную поп-музыку следует слушать очень и очень осторожно, обострив слух, но отключив мышление.

image Click to view


Виктор Цой и группа Кино "Кукушка"
Но ведь "Кукушка" не такова! Эта песня с долгой историей. С самого начала она получила плохую аранжировку, свойственную группе "Кино". Слабый вокал Виктора Цоя сделал её еще менее слушабельной. То, первое исполнение, безусловно не идёт ни в какое сравнение с вариантом Гагариной. Но разве это было основным достоинством "кукушки"? Она настолько резонировала с массовым сознанием, что в самые короткие сроки вошла в классический репертуар дворовой песни. Что же сделало её столь популярной? Разве смогла бы она взойти на такие высоты популярности, если бы не отразила самую суть своей эпохи? На мой взгляд, именно так оно и было. Эта песня стала практически гимном слабой, безвольной души, рвущейся к подвигам, к борьбе. В то же время, признающейся в своём полном бессилии перед вызовами времени. Вслушайтесь сами в текст:

"Кто пойдёт по следу одинокому?
Сильные да смелые головы сложили в поле, в бою"

О чем тут речь? Остались слабые и трусливые, кто уже не может пойти по указанному пути. Сразу вспоминаются слова Ленина из работы "Что делать?":

"Мы идем тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки. Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнем. Мы соединились, по свободно принятому решению, именно для того, чтобы бороться с врагами и не оступаться в соседнее болото, обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения".

Сравните, насколько разное мышление воплощено в этих цитатах, принадлежавших одному веку, но таким разным мирам. С одной стороны "Мы идём тесной кучкой", с другой "Кто пойдёт по следу одинокому?". И тем и другим предстоит тяжёлый путь. Но первые признают, что идти некому, тогда как вторые уверенно двигаются по нему, отвергая окружающую злобу и поношения.

Или вот другая цитата:

"Где же ты теперь, воля вольная?
С кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь?"

Цой пишет об отсутствии "вольной воли", т.е. о качестве издревле притягательном для души русского человека. Ведь это не только воля, как синоним свободы, но и воля как способность достигать поставленных целей, преодолевать трудности на своём пути. Человек вольный, в русской традиции, это не только свободный человек. В смысле свободы от оков физических и социальных. Это и есть настоящий, истинный человек, обладающий почти божественными возможностями. Он вырвался из мира необходимости и взял жизнь в собственные руки. Русский человек стремится не к свободе, к ней то он как раз относится с большим подозрением. "К свободе от чего?" - вопрошает он. Может быть такая свобода будет еще хуже несвободы. Но именно воля становится тем самым вожделенным состоянием, в которое русский человек стремиться по сю сторону своего бытия. Т.е. не только к освобождению от "земных оков", но и к внутреннему состоянию, позволяющему стать хозяином своей жизни.

Виктор Цой пишет об отсутствии воли в своём поколении. Т.е. не только об отсутствии свободы, но и об отсутствии внутреннего состояния борьбы, только и способного эту свободу принести. Воля сейчас с кем-то другим.

В том состоянии общества, где кукушку вопрошают об оставшемся количестве песен, которые дозволено спеть, закономерен и припев песни:

"Солнце моё, взгляни на меня
Моя ладонь превратилась в кулак
И, если есть порох, дай огня
Вот так"

Ладонь превращается в кулак не сама по себе, ей нужно Солнце в качестве зрителя этого действа. "Посмотри на меня, как я готов к борьбе!" - взывает человек к той субстанции, которая издревле обожествляется в наибольшей степени. Солнце даёт жизнь и свет, согревает человека, даёт ему средства к существованию. Но зачем Солнцу смотреть на тебя? Что ты хочешь показать ему? Солнце должно дать огонь, при условии наличии пороха. Заметьте не дров, не угля, не другой горючей жидкости вроде бензина, который может еще долгое время давать человеку тепло или приводить в движение различные механизмы. Речь именно о порохе: горючем веществе, которое мгновенно сгорает при взаимодействии с огнём. Порох - это орудие убийства, а не созидания. Зажжёт он звезду или разметает топливо для неё?

А заканчивается всё словами "вот так", которые как бы подразумевают точку в рассуждениях, но по своей интонации звучат очень прискорбно, как бы уже ощущая негативный результат. Получается альтернатива - либо взрываемся, уничтожив всё вокруг, либо остаёмся в смешном состоянии бессильной злобы.

Вот такую нерадостную картину своего времени рисует нам автор "Кукушки". Мы вроде бы и хотим перемен, но в то же время не можем сами их осуществить. В нас нет ни воли, ни того внутреннего вещества, которое нужно для восходящего движения. Поколение осталось без сильных и смелых, без вольных и разумных. Так кто же должен отвечать на вызов? А отвечать некому, пока нет человека, который бы взял на себя ответственность за настоящее и будущее.

И вот тут можно вернуться к клипу Полины Гагариной. Каким образом песня "кукушка" соотноситься с эпохой Великой Отечественной? Ведь когда Цой поёт "Сильные да смелые головы сложили в поле, в бою", он, на мой взгляд, адресует именно к военному поколению, у которого была и твёрдая рука, и трезвый ум. У тех людей не было проблем с волей к Победе. Они не рефлексировали о том кто должен идти "по следу одинокому", они твёрдо и уверенно встали на этот путь и добились Победы. Так при чем тут Севастополь, как символ упорного сопротивления врагу, и песня слабого безвольного поколения, вопрошающего об оставшейся возможности писать песни?

image Click to view


Нынче кукушка звучит везде. От подземного перехода...

image Click to view


...до самых престижных концертных залов
Поймите меня правильно, я ни в коей степени не покушаюсь на авторитет Виктора Цоя, как поэта понимавшего свою эпоху гораздо лучше многих других. Он увидел нашу слабость и показал её нам. Но многое ли изменилось с тех пор? Многие ли нынче поют не о взрыве, а о благотворном спасительном сердечном огне. Ведь мы до сих пор остаёмся перед этой страшной дилеммой. Что выбрать: взрыв или угасание?

Никакой человек не загорается просто так. Сырой хворост не горит. Поколение воспитанное в мещанском достатке и потреблении не может стать равным божественному Солнцу. И никакой порох тут не поможет. Топливо нужно подготовить, правильно разложить и поджечь силой высших идеалов. Общество нужно подготовить к борьбе, не позволяя ему взорваться раньше времени. Чтобы не потерять в бесплодном взрыве те крохи тепла, которые рождаются в человеческом сердце. Высушить хворост может культура, но не культура "взрыва" или бессмысленного удовольствия, а культура правдивая, возвышенная и вместе с тем ответственная. Она готовит и предвещает настоящую созидательную Революцию в обществе. В пример можно поставить русскую культуру второй половины XIX и начала XX века. Она хоть и не подготовила народ к переменам, так как была этому народу не доступна. Но подготовила новую элиту, возгоревшуюся новым творческим огнём. Этот огонь стал спасительным для нас, хоть и оставил сильный ожёг. А потом зажглось настоящее Солнце, превратившее русский народ в божество, изгнавшее тьму фашизма из мира. Так мы сейчас воспринимаем то время, искренне восхищаясь людьми жившими тогда. Тем более, что кто-то из них жив до сих пор. Нужно ли низводить их до нашего современного бессилия? Представлять то поколение равным нам. Ведь их и наши деяния совершенно несопоставимы.

Виктор Цой стал одним из тех, кто заявил о неготовности своего поколения к стоящим перед ним вызовам. Эта неготовность стала катастрофической для нашей страны, оставив её у разбитого корыта, наполненного богатствами прошлых трудовых подвигов. Следующее, наше поколение до сих пор сохраняет внутреннюю загадку. Никто еще не спел нашу песню. Будем ли мы доедать и дальше остатки прошлого величия, постепенно уходя в историческое небытие, или всё-таки сможем зажечь новое Солнце для всего мира? Думаю осталось не так много времени, чтобы получить окончательный ответ на этот вопрос.

culture, article, music, мысль, video

Previous post Next post
Up