Здесь цитировала об образе восстановления разбитого сосуда в связи с переводом, а вот и о том, откуда взялся этот образ:
"Теологический момент, который Беньямин стремится интегрировать в исторический материализм, основывается на особом варианте иудейской традиции - так называемой лурианской мистике евреев, высланных из Испании в 1492 г. Лурианская мистика основана на идее цимцума - контракции бога , то есть ухода бога из мира, что создает свободное первичное пространство для действия человека. При этом свет бога разрушает сосуд собственного творения. В процессе правильного собирания рассеянных обломков (тиккун ) должно было быть восстановлено изначальное состояние творения. Этот акт восстановления завершается приходом мессии и означает спасение божьего творения." (Л. Нойбер. Философия истории Вальтера Беньямина)
И еще один интересный отрывок оттуда же:
"В отличие от большинства других религий, в иудаизме приход мессии не является независимым от действий людей. Напротив, он является результатом их активного действия и, тем самым, фактически лишь подтверждением само-спасения человечества. Сам бог в иудейской религии - это вечный мятежник, тормошитель, напоминающий (Ландауэр), тот, кто дарит людям мессианскую силу (Беньямин), с помощью которой осуществляется приход спасителя. Этот приход представляет собой затем резкий обрыв прежнего хода человеческой истории: Не существует преемственности между нынешним и мессианским временем... Под спасением понималась революция в истории (Гершен Шолем). Поэтому иудейское представление о времени совершенно отличалось от преобладающего в современном мире - пустого, бесконечно-линейного. Оно основывалось на качественном понимании времени, неотрывном от переживаемого в нем содержания (М.Леви. Спасение и утопия. Иудейское мессианство и либертарная мысль. Берлин, 1997). Однако центральная формула иудейской веры - это активное участия человека в деле спасения мира (Мартин Бубер). Здесь пролегает важнейшая параллель с еще одним важным элементом представлений Беньямина об истории - либертарной (анархистской) мыслью."
Источник