10 июня в «Крокус Экспо» открылась HeliRussia 2024 г. Наша главная вертолетная выставка распахнула двери в непростое время. Военные вертолетчики принимают активное участие в боевых действиях, наносят удары, эвакуируют раненых и пострадавших. Вертолетостроители при поддержке государства сумели нарастить производство за счет военных моделей. Коммерческие операторы выкручиваются, как могут, налет парка монотонно снижается. Проблемы прежние: кадровые, поставок запасных частей и агрегатов, внедрения новых технологий.
Выставку можно разделить на две составляющие: демонстрацию вертикальной техники и дискуссии/обсуждение проблем.
В этом году выставка превратилась в демонстрацию беспилотников, автомобилей, массажных кресел, ножей, ремней… Вы спросите, а где вертушки? БПЛА вытеснили вертолеты, которые были представлены одним, единственным «Ансатом» в санитарном варианте. Удивительно, на родине лидера мирового вертолетостроения центральным экспонатом коммерческой выставки стал БОЕВОЙ БЕЛОРУССКИЙ БПЛА с англоязычным названием Hunter. «Охотник за дронами» доминировал во всех ипостасях. Представив макеты, «Вертолеты России», по существу, признали свое поражение. «Крокус» не Дубай, куда холдинг с завидной регулярностью возит летающих красавцев. А для нас и макеты сойдут.
Центральным дискуссионным событием должна была стать Пленарная сессия «Поддержание летной годности и послепродажное обслуживание вертолетной техники». Что может быть важнее исправности и готовности к применению?! Но и здесь руководство вертолетостроения не появилось. Солировала пара: эксплуатанты - авиационные власти. Главная дилемма: с одной стороны - поставки/продление ресурсов и сроков службы, с другой - безопасность. А где судьи: разработчики/испытатели вертолетов, модификаций, аналитика, наука? Новые стратегии эксплуатации? Концепция ППО, построенная на интеграторе ВСК (вертолетная сервисная компания), которая обещала все от бюллетеней до онлайн сопровождения. Где? Эксплуатация и ремонт оказались без научного сопровождения. Не нашли отклика, не услышали позицию, направления развития. Ни слова о новых эксплуатационных подходах и технологиях.
Выставка - это и серьезная работа. Отдельные руководители оказались не готовы к непростым условиям. Старый опыт не годится, приходится переделывать. Как? «Меньше фактов, больше осмысления, видения и предложений». Источники экстенсивного развития исчерпаны, повышение эффективности требует выхода на новый инструментарий. Требуются комплексные решения. Все зависит от того, насколько близко перемены сумеют подойти к проблемам. Однако без новых кадров возможности роста ограничены.
Скромная, очень скромная выставка. Но она наша «Хелираша». Мы должны сделать наш мир вертолетов лучше. В этот раз генеральным спонсором выступила компания ЮТэйр (можно по-разному относиться к вертолетной гиганту). Спасибо! Вертолетострение не умрет.
PS. Кстати, со следующего года обещают изменить название выставки, добавив БПЛА.
Наше предложение: название объединить пилотируемые и беспилотные аппараты вертикального взлета и посадки одним словом: «ВЕРТИКАЛЬНОЙ».