Несколько лет «Вертолетные заметки» не поднимали тему вертолетного рынка (не было материалов). Когда Teal Group представила свой Обзор 2024, появилась возможность заглянуть, что будет с поставками вертолетов в ближайшей и последующей перспективе.
Роль и место в общей системе «координат». С точки зрения объема, выручка от поставок новых вертолетов в 2023 г составила всего 9% авиационного рынка ($165,4 млрд.). При этом соотношение гражданских и военных вертолетов не сопоставило. В 2023 г. рынок гражданских вертолетов набрал $4,4 млрд, военных - $10,5 млрд. Если у граждан - это всего 0,34 % рынка ГА, то у военных - почти 30 % рынка военной авиации.
Поставки. В 2023 г., по сравнению с 2022 г., граждане прирастают плюс 8,6%, в 2024 плюс 9,8 %, в 2025 г. плюс 8,5 % (это нефть и газ подпитывают спрос на тяжелые вертолеты). Военные, напротив, в 2023 г. снижаются минус 4,2 %, в 2024 г. плюс 23,2 %, в 2025 г. минус 4,3 % (основные программы заканчиваются) далее смотри рисунок 1.
Перспективы. В целом в 2024-2025 гг. рынок выйдет на уровень поставок 1200+ вертолетов (выручка $18 млрд.), в 2027-2028 гг. достигнет максимума 1410-1420 вертолетов ($22-23 млрд) и далее пойдет на спад 1250 вертолетов ($19 млрд.) см рисунок 2.
Мировой рынок вертолетов восстановился после пандемии, однако восстановление получается неравномерным. Гражданский сектор пошел в рост вслед за ценой на нефть, но оказался в тисках военных действий и усиления природных катаклизмов. В тоже время военный рынок, где тон задают вертолеты США, оказался на распутье. Старые программы завершаются («Хьюи», «Апач», «Черный ястреб», «Лакота»), а с новыми - никак не определятся («Серый волк», FARA, …). Европа занята милитаризацией своих гражданских машин. Яркий тому пример: Н160М «Гепард». Рынок «запутался».
В 2026-2033 гг. гражданское вертолетостроение, сохранит стабильность, а военных вертолетов, напротив, будет «лихорадить». В перспективе рынок будет расти по всем направлениям, но каждый сектор, пойдет «своим путем», что еще больше «запутывает» ситуацию.
Производители. Что касается лидеров, призовая тройка меняется местами. В следующем десятилетии (2024-2033 гг.) Boeing провалится, уступив лидерство Sikorsky, Airbus опустится на 3 место. Leonardo прибавит, но останется на 4-м месте, Bell, напротив, упадет и сохранит свое почетное 5-е место. Серьезная заявка поступит от новых производителей (почти 10 % рынка) см. таблицу.
Производители
2014-2023 гг.
2024-2033 гг.
Изменение
Boeing
27,4 % (1 место)
20,9 % (2 место)
минус 6,5 п.п
Airbus
21,4 % (2)
16,6 % (3)
минус 4,8 п.п.
Sikorsky
18,9 % (3)
23,7 % (1)
плюс 4,8 п.п.
Leonardo
15,0 % (4)
16,0 % (4)
плюс 1,0 п.п.
Bell
13,4 % (5)
8,3 % (5)
минус 5,1 п.п.
Остальные
3,9 %
5,4 %
плюс 1,5 п.п.
Неопределенные
9,1 %
Мир вертолетов ожидает дальнейшая консолидация производителей. Лозунг прежний: Сильные становятся сильнее, слабые - слабее!
А что будет с российским рынком вертолетов? Особый рынок - в особых условиях! В корне отличается от мирового, где доминируют ЛВ и СВ (более 90%), у нас - наоборот, тяжеловесы. Главные запросы - это дальность полета, стоимость и расходы на эксплуатацию… Есть и общие тенденции (например, ударные вертолеты - «уходящая натура»). А «восьмёрка» еще полетает…
Мы вернемся к этому разговору. Хочется надеется, что предстоящая вертолетная выставка HeliRussia 2024 сумеет «приоткрыть завесу».