Рождённая в муках (часть 2)

Jun 09, 2017 18:40

Начало тут: Палеонтологическая доистория
Вторая часть: Где живут драконы?
Третья часть: Кое-что о фантастических зверях и где их нашли
. . .
Часть неопределённо следующа: Рождённая в муках (часть 1)

. . .

Непоколебимым последователем идей Кювье был знаменитый английский геолог и палеонтолог, член Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе (The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge) и декан Вестминстерского аббатства (Westminster Abbey), Уильям Баклэнд (William Buckland), тот самый "юноша с ясным взором", открывший первого динозавра (см. "О людях, или Судьба одного Ящера") :)





работа Томаса Филипса (Thomas Phillips), 1833 год


Баклэнд кроме всего прочего был известен как самый ярый катастрофист и приспособитель геологических открытий к Библии. Так в торжественной лекции, изданной в 1820 году под названием "Геологические доказательства или Объяснение связи между геологией и религией" (Vindiciæ Geologiæ; or, The Connexion of Geology with Religion explained) и открывавшей его курс в Оксфордском университете (University of Oxford), Баклэнд выразил убежденность в том, что главная цель геологической науки:

...подтвердить данные религии и показать, что известные ей факты согласуются с описанием Сотворения мира и Потопа, которые мы находим в заповедях Моисея"

В своих книгах "Свидетельства Потопа, или Обзор органических останков, найденых в пещерах, разломах и дилювиальных наслоениях и других геологических феноменах, которые подтверждают реальность Всемирного Потопа" (Reliquiæ Diluvianæ, or, Observations on the Organic Remains Contained in Caves, Fissures, and Diluvial Gravel, and on Other Geological Phenomena, Attesting the Action of an Universal Deluge) 1824 года и "Геология и минералогия, рассмотренные в их отношении к естественной теологии" (Geology and Mineralogy considered with reference to Natural Theology) 1836 года издания он признавал изменения животного и растительного царств, но считал, что они происходили в сознании Бога, а в реальном мире мы находим лишь отражение этого процесса.

Сильно. Прекрасное стохастическое схоластическое объяснение! Возможно всё так и есть на самом деле. Осталось лишь понять что это значит =)





шикарнейшая скелетная реконструкция мегатерия на плейте 5 издания Geology and Mineralogy

Баклэнд в своих исследованиях реконструировал многочисленные катастрофы, и все они как один (о, чудо!) оказываются едва ли не всемирными потопами. Их первопричиной геолог считал вулканическую активность, поэтому его и считают вулканистом. Но под его лидерством катастрофисты наконец-то отошли от спора вулканистов с нептунистами и объеденились под знамёнами дилювиалистов (от латинского diluvium - потоп, наводнение, паводок), доказывающих реальность Всемирного Потопа. И было чего объединяться, ведь на горизонте показался их общий враг…

Но пока был он, враг, слабенький, всеми презираемый и совсем не страшный. Про опасность я вообще молчу. А имя ему было - эволюционизм.

Началось всё с того, что в среде нептунистов появились, не побоюсь этого слова, отщепенцы, поставившие под вопрос саму катастрофичность развития. Их умозаключения были до зуда в зубах просты и логичны: осадки накапливаются медленно, не быстро и породы размываются, даже землетрясения не так уж сильно изменяют лицо земли. А вот если предположить, что все эти процессы происходят чрезвычайно долго, результаты могут накопиться очень разительные. Нужно только принять допущение, такие же процессы в прошлом происходили с той же скоростью, что и сейчас… ;)

В этом случае те же механизмы, которые действуют сейчас, способны за длительное время привести к таким переменам, для объяснения которых и были придуманы катастрофы. Идея эта в конце XVIII века после тщательного изучения эрозии речных долин и образования осадочных отложений в устьях рек пришла в светлую буйную голову шотландского естествоиспытателя, геолога, физика и химика, отца современных геологии и геохронологии Джеймса Хаттона (James Hutton)





работа Сэра Генри Рэбёрна (Sir Henry Raeburn), где-то до 1797 года

О чем он поспешил поведать миру в двухтомном трактате "Теория Земли, или Изучение законов, соблюдающихся во время построения, разложения и восстановления поверхности Земли" (Theory of the Earth; or an Investigation of the Laws observable in the Composition, Dissolution, and Restoration of Land upon the Globe). Первое издание было опубликовано в 1788 году, а в 1795 вышло второе, переработанное.

Хаттон писал:

Нет принимаемых процессов, которые бы не были естественными для земного шара... Нет действия, которое нужно было бы признать, за исключением тех, о которых мы знаем их принцип

Вот так вот, с места, шашкой: нет чудес, нет гигантских катастроф, нет универсальных потопов :)

И при этом Хаттон всячески уверял, что не помышляет отрицать существование Бога и начало мира. Интересно как он увязывал свою теорию с Библией? ;)

Совершенно логично, что теория вызвала бурю протестов. Главный критик, президент Ирландской Королевской Академии (Royal Irish Academy, либо Acadamh Ríoga na hÉireann) Ричард Кёруэн (Richard Kirwan)





работа неизвестного художника из "Истории Королевского общества Дублина" (A History of the Royal Dublin Society) пера Хенри Фитц-Патрика Бэрри (Henry Fitz-Patrick Berry), 1915 год, ст. 158

объяснял мотивы критики достаточно откровенно и вполне понятно:

Меня ввергло в эти детали наблюдение, сколь фатальным является подозрение высокой древности земного шара для авторитета Моисеевой истории, и каковы последствия для религии и морали.

Но несмотря на это теория получила право на жизнь, а методический принцип, лежащий в её основе получил наименование униформизма (c англ. uniformity - однообразность, однородность, универсальность, в знак того, что законы природы универсальны) или актуализма (нем. aktuell - актуальный, т.е. раньше действовали те же законы, что и сейчас). В соответствии с этим принципом природные механизмы действуют медленно и почти незаметно - разогрев, остывание, сжатие, размывание, оседание, - и приводят к большим переменам. А на перемены, результаты которых мы можем сейчас видеть, потребовалось огромное время - многие миллионы лет. Река медленно размывает берега в одних местах, наносит отмели в других - так было, так есть... Ученых, примкнувших к ней, стали называть флювиалистами (от лат. fluvius - река).

Получив такую неожиданную поддержку со стороны геологии, воспряли "отверженные" поборники эволюционных взглядов и в зоологии. К числу первых принадлежал и английский натуралист, врач и поэт Эразмус Дарвин (Erasmus Darwin).





работа Джозефа Райта (Joseph Wright), 1792 год

В 1794 году он издал книгу "Зоономия, или Законы органической жизни" (Zoonomia; or the Laws of Organic Life), в которой писал о постепенном развитии и совершенствовании живых существ. Закончил он её словами:

Мир развивался, а не был создан: он начался постепенно с малого, увеличивался благодаря деятельности присущих ему основных сил и скорее вырос, чем возник благодаря всемогущему слову "Да будет!"

К слову, в 1817 году эта книга была внесена в католический Индекс запрещённых книг (Index Librorum Prohibitorum) ;)

К подобным выводам пришел еще один "революционер" от науки, декан кафедры зоологии беспозвоночных в Национальном музее естественной истории (Muséum national d'histoire naturelle), Жан Батист Пьер Антуан де Моне Шевалье де Ламарк (Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet, Chevalier de Lamarck)





работа Zdeněk Burian, из "Große Entdeckungen", 1962 год

Изучая растения и, главным образом, животных Ламарк сделал вывод, что, несмотря на большую изменчивость признаков, в животном мире все же существуют определенные единые основы. Такой вывод натолкнул его на мысль о постепенной эволюции животных видов (какой камень в огород Линнея! :)) ). Свою теорию он изложил в книге "Философия зоологии" (Philosophie zoologique) в 1809 году. Естественно, Ламарк не забыл и человека! О его эволюции он писал следующее:

Если какой-либо род обезьян, особенно род очень высокоразвитый, действительно был вынужден условиями или другими причинами отказаться от жизни на деревьях и если животные этого рода в течение многих поколений были вынуждены ходить только на ногах, то нет сомнения, что эти четверорукие существа в конце-концов превратились в двуруких и большие пальцы на их ногах стали непротивопоставленными, то есть не располагались теперь напротив остальных пальцев. И если эти существа старались к тому же стоять прямо, чтобы как можно дальше видеть вокруг, и эта привычка сохранялась из поколения в поколение, то, несомненно, и ноги их приобрели форму, соответствующую вертикальному положению тела, и в конце концов они лишь с очень большим трудом могли передвигаться на четвереньках. Если далее эти животные использовали свои челюсти не как оружие, не для того, чтобы кусать, рвать и хватать, а только для жевания, то и морда их, постепенно уменьшаясь, превратилась в человеческое лицо.

Дальше Ламарк описывал, как эти существа приобрели преимущество над всеми остальными путем изменений не только в строении тела, но и в психической деятельности.

Немножко по-другому, к тем же выводам пришел ещё один выдающийся французский натуралист, основатель Парижского зоопарка (Parc zoologique de Paris) Этьен Жоффруа Сен-Илéр (Étienne Geoffroy Saint-Hilaire).





работа Ambroise Tardieu, 1823 год

Изучая сравнительную анатомию и эмбриологию, он убедился, что основы строения живых существ едины и все они развиваются постепенно из основных форм, или основных типов. Важнейшей причиной отклонений от основного типа он считал воздействие внешних условий (вспомним Каверзнева). Сен-Илер не забыл и о вымерших животных, считая, что именно среди них мы должны искать предков современных.

А главным их, Ламарка и Сен-Илера, оппонентом, как нетрудно догадаться, стал тот самый "отец палеонтологии и сравнительной анатомии", Жорж Кювье =)

Кювье всегда энергично выступал против всех теорий о постепенной эволюции живых существ. Учение Ламарка он игнорировал, даже не упомянул о нем в своем докладе об успехах естественных наук. Лишь в некрологе на смерть Ламарка он мимоходом заметил, что его учение нельзя принимать всерьез. Правда, с Сен-Илером Кювье в конце концов в 1830 году в спор вступил и в течении 11 заседаний Французской Академии Наук (Académie des sciences) добился перевеса по очкам, в результате которого был признан победителем :)

Правда то, что победу в споре одержал Кювье, совершенно не значит, что он использовал для этого "нечестные уловки". Пытаясь доказать своё мировозрение, Кювье использовал сугубо научные методы и оставил после себя неоценимой важности вклад в естественную историю. Также поражение Сен-Илера вовсе не значит, что его теория в корне не верна. Оно всего лишь показывает, что эволюционная теория на то время была ещё сыра и недоработана, имелись пробелы и в теоретическом, и в практическом материале.

Тем не менее активную позицию в вопросе развития живых организмов занял в то время и русский биолог (французского происхождения), последователь идей Ломоносова (и Каверзнева), профессор Московского университета (ныне Московский государственный университат имени М. В. Ломоносова) Карл Францевич Рулье́ (Charles Roulier)



фото до 1858 года

Он совершенно определённо поддержал теорию Ламарка и Сен-Илера и выступил против Линнея и Кювье. Рулье утверждал, что в природе нет постоянства и застоя, а всё непрерывно меняется, при этом он, опираясь на эмбриологические и геологические исследования, подчёркивал неразрывную связь между организмом и его средой обитания. Изучая палеонтологическую летопись Рулье доказывал, что было время, когда на Земле вообще не было сухопутных существ, а были лишь морские организмы, которые постепенно, очень медленно заселяли сушу. Человека же он считал всего лишь одним из звеньев в цепи развития живых существ...

Свои взгляды Карл Францевич изложил в работах "О влиянии наружных условий на жизнь животных" 1845 года и "Жизнь животных по отношению к внешним условиям" 1852 года.

Таким образом, как мы видим, с поражением Сен-Илера движение флювиалистов не умерло, а напротив, только набирало ход. В западно-научных кругах новым его лидером стал (несколько неожиданно) ученик Баклэнда (!) Чарлз Лайель (Charles Lyell, еще не Сэр ;) )



вот такой он был, молодой Лайель :)
неизвестный мне художник, около 1825 года

Он подхватил и довел до логического конца идеи Хаттона, заполнил недостающие пробелы и выразил свои взгляды в трехтомном труде 1830-33 гг. "Принципы геологии, являющиеся попыткой объяснить прошлые изменения поверхности Земли путём соотношения с причинами, ныне действующими" (Principles of Geology, being an attempt to explain the former changes of the Earth's surface, by reference to causes now in operation). Лайель обратил внимание на ошибку геологов-катастрофистов: они упустили, что между отложениями слоев есть большие интервалы времени, отсюда резкая разница между заполнением слоев. Поэтому они и конструировали катаклизмы и катастрофы там, где их по существу не было, где были просто перерывы между отложениями.

Но даже после этого позиции эволюционистов-флювиалистов были еще слабы и неуверенны. Миром правили креационисты-катастрофисты. Когда Кювье спросили, не найден ли допотопный человек, тот ответил: "Pas encore" - "Еще нет".

Война продолжалась. Но пройдет не так уж много времени и захлёбывавшимся в безоружии эволюционистам подбросят патронов, при этом с совершенно неожиданной для них стороны, а "допотопный человек", гордо поднимет голову и, расправив плечи, займёт ученное сообщество спорами и драками еще на полста лет (см. "Битва за Неандерталь") :)

Ну а пока… мир ждал Пророка ;)





работа Zdeněk Burian, из "Große Entdeckungen", 1962 год

Список литературы


Previous post Next post
Up