Вервольфы в кино. 1954-1957

Apr 30, 2017 00:46

Начало тут: Вервольфы в кино. Как всё начиналось
Вторая часть: Вервольфы в кино. 1940-е. Часть первая
Третья часть: Вервольфы в кино. 1940-е. Часть вторая

Впереди долгие выходные, поэтому время поделиться рассказом о киношных вервольфах, благо кой чего за это время поднакопилось...

Сегодня у нас года 50-е XX века. Но для начала стоит вспомнить о подлинной Вервольфомани 1940-х! И действительно, после выхода 12 декабря 1941 года весьма посредственного (на мой взгляд), но при этом знакового The Wolf Man кинематограф буквально взорвался всевозможными вольными или невольными последователями. Так за семь лет, с 1941 по 1948, было снято (если не считать "родоначальника") 14 фильмов, так или иначе связанных с оборотнической тематикой! А потом наступило внезапное затишье. За пять лет, с 1949 по 1953 включительно, не вышло ни одно синематографической либо анимационной работы! Поэтому обзор этот начинается сразу с 1954 года...

1954 год

The Lone Wolf. The Werewolf Story

"Одинокий волк", эпизод "История вервольфа". Сериал также известен под названием Streets of Danger - "Улицы оспасности".







32 эпизод популярного в 50-х детективного сериала, демонстрировавшегося раз в одну-две недели по только-что появившемуся телевидению. Вышел в эфир в конце 1954 года (предположительно ноябрь-декабрь). Первое упоминание Вервольфа на телевидении.
[---подробности---]
Снят компанией Gross-Krasne Productions.
Режиссёр Сеймур Фридман (Seymour Friedman).
Продюссеры Доналд Хайд (Donald Hyde) и Philip N. Krasne.
Автор сценария Миндред Лорд (Mindret Lord).
Длительность 30 минут (длительность сериала 39 эпизодов).
Сериал транслировался с 1954 по 1955 годы. 32-й эпизод вышел в эфир где-то в конце 1954 года. США.
Язык английский.
Чёрно-белый.




Сюжет:
Миссис Графтон-Бэрн (Mrs. Grafton-Bern) покупает замок на Балканах. Замком уже 700 лет владела некая аристократическая семья, представленная ныне принцем Брузова (Prince Bruzova) и его дочерью, принцессой Зия (Princess Zia). Также с замком связаны легенды о Вервольфе, терроризирующем округу. Но самое удивительное, что последние свои нападения Вервольф совершил совсем недавно и миссис Графтон-Бэрн вполне обосновано опасается за свою жизнь. Поэтому в замок вместе с новой хозяйкой, принцем и принцессой отправляется и Главный Герой сериала, частный детектив Майкл Леньярд (Michael Lanyard), он же “Одинокий Волк” (The Lone Wolf).

Как уже должно быть понятно никакого вервольфа в сериале нет. Вместо него жертв убивала специально обученная собака Его Высочества по кличке Борис (Boris). Жертву Борис находил по метке запахом, которую ставила на неё принцесса, поэтому бил без промаха. В конце оружие обратилось против своих создателей…



Рейтинг сериала на IMDb 8.1/10.
Эпизод на IMDb без рейтинга.
На Кинопоиске тоже без рейтинга.
Мой рейтинг эпизода: 5 из 10.

1956 год

The Werewolf

"Вервольф", либо "Оборотень"






Драма с элементами триллера. Второй фильм в истории синематографа с таким названием.
[---подробности---]
Снята на Columbia Pictures.
Режиссёр Фрэд Ф. Сирс (Fred F. Sears).
Продюссер Сэм Кацман (Sam Katzman).
Авторы сценария Роберт Э. Кент (Robert E. Kent) и Джеймс Б. Гордон (James B. Gordon).
Длительность 79 минут.
Премьера июль 1956 года. США.
Язык английский.
Чёрно-белый.


Слоган: It happens before your horrified eyes! (Это происходит перед вашими, наполненными ужасом глазами!)

Сюжет:
В богом забытом горном американском городке вдруг среди ночи появляется незнакомец, не помнящий ни своего имени, ни откуда пришёл. Но вскоре обнаруживается, что в случае опасности незнакомец способен весьма эффективно за себя постоять. Вот правда контролировать в это время он себя не может. Совсем. Потому-что он Зверь.

Трейлер:

image Click to view



Очень достойный наследник Человека-Волка (The Wolf Man, 1941), опять таки, как и в The Mad Monster 1942 года, перевёдший оборотней из разряда мистики в сферу науки. Необходимо отметить, что впервые накал драматизма в фильмах такого направления был доведён до реального уровня сопереживания Главному Герою.






Оборотень фильма - продукт сумасшедших учёных-докторов, а не диавольские козни. Антропоморфен, грим вполне на уровне. Впервые была добавлена маленькая, но очень важная деталь: капающая из пасти слюна. Это мелочь, но существенно добавляющая реализма (если это слово вообще применимо к предмету исследования). Правда силой большой Зверь как и в более ранних работах не отличается: с трудом развёл дуги капкана. В остальном всё очень и очень неплохо. Вот только конец, как обычно, глупый и предсказуемый.

Рейтинг на IMDb 5.9/10.
На Кинопоиске без рейтинга.
Мой рейтинг: 7 из 10.
Wikipedia

1957 год

I Was a Teenage Werewolf

"Я был подростком-оборотнем", либо "Я был тинейджером-оборотнем"






Первое появление оборотней в молодёжном кино и первый фильм трилогии молодёжных хорроров 50-х, куда кроме него вошли ещё I Was a Teenage Frankenstein (1957) и How to Make a Monster (1958). Один из наиболее успешных фильмов студии American International Pictures (AIP).
[---подробности---]
Режиссёр Джин Фаулер младший (Gene Fowler Jr.).
Продюссер Херман Коэн (Herman Cohen).
Авторы сценария Херман Коэн и Эйбен Кэндел (Aben Kandel).
Длительность 76 минут.
Бюджет около $82 тыс.
Сборы в США $2 млн.
Премьера 19 июня 1957 года. США.
Язык английский.
Чёрно-белый.


Слоган: The most amazing motion picture of our time! (Самый невероятный художественный фильм нашего времени!)

Сюжет:
Тони Риверс (Tony Rivers) - подросток-старшекласник, не самый крутой и до того же плохо контролирующий гнев. После нескольких инцидентов он решает обратиться за помощью к психиатру, доктору Брэндону (Dr. Brandon). Но доктор, позабыв клятву, вместо того, чтобы помочь пациенту, ставит на нём рискованный эксперимент по выявлению первобытных животных инстинктов. Заканчивается это плохо для обоих.

Трейлер:

image Click to view





Оборотень изображён классическим антропоморфом. Очень большой плюс по сравнению с фильмами 40-х годов в том, что у Зверя появилась мимика: видно как движется лицо, видно когда он принюхивается или злится. Огромный прорыв в движениях: вместо плавных и нелепых вышагиваний кино-оборотней 40-х Тони перемещается быстро и рывками, постоянно принюхиваясь. Показана даже пена из пасти. Из минусов: преследование жертвы и собака. Вместо того, чтобы сразу прикончить жертву Зверь становится перед ней в картинные позы, ползает, спотыкается, а потом… опять душит. Собака, увидев Оборотня, вместо того чтобы бежать, набрасывается на него. Последний же долго не может с ней справиться, хотя людей, здоровых мужиков, убивает без проблем.



Рейтинг на IMDb 4.9/10.
Рейтинг на Кинопоиске 4.852/10.
Мой рейтинг: 6 из 10.
Wikipedia

Daughter of Dr. Jekyll

"Дочь доктора Джекилла"






Очень странный низкобюджетный ужастик. Вариация на тему знаменитого произведения Роберта Льюиса Стивенсона (Robert Louis Stevenson) “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда” (Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde).
[---подробности---]
Снят компанией Film Venturers.
Режиссёр Эдгар Георг Ульмер (Edgar Georg Ulmer).
Продюссеры Джек Поллексфен (Jack Pollexfen) и Ильзе Лан (Ilse Lahn).
Автор сценария Джек Поллексфен.
Длительность 71 минута.
Премьера 28 июля 1957 года. США.
Язык английский.
Чёрно-белый.


Слоган: Blood-hungry spawn of the world's most bestial fiend! (Кровожадное потомство самого жестокого злодея в мире!)

Сюжет:
Мисс Дженэт Смит (Janet Smith) на своё 21-летие вместе с женихом приезжает в особняк, некогда принадлежавший печально известному доктору Джекиллу (Dr. Jekyll), сейчас же хозяин поместья некий доктор Ломес (Dr. Lomas). Там она узнаёт, что Джекилл - её родной отец. Кроме того, когда Джекилла хоронили (в семейном склепе конечно), то проткнули сердце деревянным колом, чтобы он не вставал из могилы в полнолуние и не пил человеческую кровь, т.к. его посчитали “человеческим вервольфом” (“a human werewolf”, либо “вервольфом в человеческом обличьи”). Самой же Дженэт ночами, когда над горизонтом подымается Полная Луна, снятся кошмары о том, как она гуляет окрестностями и убивает людей. Наутро действительно находят трупы со следами зубов, а одежда Дженэт оказывается измазанной в крови. Из книги напуганная девушка узнаёт, что бывают также и оборотни-духи (spirit-wolves) способные совершать злодеяния в то самое время, когда их человеческое тело преспокойно спит в кровати…

Трейлер:

image Click to view








Как уже отмечалось, очень странный фильм. Скучный и глупый. Но, тем не менее, всё, что связанно с вервольфами, более или менее правдоподобно, а не повторяет находки The Wolf Man более чем полуторадесятилетней давности. Именно так (волком в человеческом обличьи, либо покидающем своё тело на Полнолуние) порой изображают Оборотней в средневековых легендах Европы. Дженэт во время своих ночных приключений почти не теряет человеческий облик, меняется лишь мимика и выражение глаз (лицо становится как буд-то кровожадным). Настоящий же убийца (доктор Ламес конечно!) под воздействием Полнолуния действительно превращается в нечто. Конечно вервольфом это назвать трудно (скорее это действительно мистер Хайд), но смысл тот же.






Рейтинг на IMDb 5.3/10.
На Кинопоиске без рейтинга.
Мой рейтинг: 4 из 10.
Wikipedia

Cat Girl

"Женщина-кошка", либо "Девушка-кошка"






Мистический триллер. Англо-американский неофициальный римейк знаменитого Cat People (1942), выпущенный через 15 лет после оригинала.
[---подробности---]
Снят компанией Insignia Films.
Режиссёр Альфред Шонесси (Alfred Shaughnessy).
Продюссеры Херберт Смит (Herbert Smith), Лу Рософф (Lou Rusoff) и Питер Роджерс (Peter Rogers).
Автор сценария Лу Рософф.
Длительность 76 минут.
Премьера сентябрь 1957 года. Великобритания.
Язык английский.
Чёрно-белый.


Слоган: To caress me is to tempt death! (Ласкать меня - играть со смертью!)

Трейлер:

image Click to view



Фильм повторяет сюжетную канву оригинала, но с некоторыми индивидуальными особенностями: главная героиня, Леонора Джонсон (Leonora Johnson) не маргинальная мигрантка из далёкой и непонятной Сербии, а наследница древнего аристократического английского рода, получившая в наследство вместе с родовым замком и состоянием также и родовое проклятие, душу леопарда. В отличие от оригинала Леонора не превращается в Зверя физически, она ментально переселяется в тело уже существующего леопарда, видит его глазами, осязает его чувствами, воспринимает его эмоции. Своё же истинное тело она в такие моменты тоже видит звериным. В этом состоянии она способна на многое. Правда и раньше за ней ходила слава дикой и неуправляемой, но в состоянии слияния она действительно становится Зверем, пусть и ментально. К огромному моему сожалению в конце фильма Леонора гибнет в результате увечий, нанесённых связанному с ней невидимыми узами леопарду.



Леонора в теле леопарда. Человеческое тело непроизвольно тоже совершает кошачьи движения.

К слову, в роли Леоноры снялась знаменитая Первая Леди Британского Ужаса (“The First Leading Lady of British Horror”) Барбара Шелли (Barbara Shelley). Также необходимо отметить создатели перенесли некоторые сцены из оригинала почти без изменений. Так например есть сцена с птичкой в клетке, а также сцена преследования по ночному тротуару с внезапным обрыванием звуков шагов преследователя. Тёмный плащ в финале... В общем фильм очень достойный, но, на мой взгляд, всё же немножко не дотягивает до оригинала.



Когда Леонора пребывает в теле леопарда она вместо своего человеческого тела тоже видит леопарда.

Рейтинг на IMDb 5.3/10.
На Кинопоиске без рейтинга.
Мой рейтинг: 7 из 10.
Wikipedia

Рассказывая о синематографе 1950-х нельзя обойти такое явление, как аматорское кино. Некоторые такие аматорские картины того времени даже удостоились большого экрана. А рассказывая об аматорском кино 50-х невозможно пройти мимо работ Дона Глута!

19 февраля 1944 года в Пэйкосе (Pecos), небольшом (а в действителости крупнейшем в регионе) городке на западе Техаса (Texas), родился будущий американский писатель, режиссёр, сценарист, музыкант, актёр и, даже, палеонтолог-аматор Доналд Ф. Глут (Donald F. Glut). Юного Доналда с раннего детства завораживало кино. Он зачитывался журналом Famous Monsters of Filmland. И уже в 1953 году, заполучив каким-то чудом портативную кинокамеру, в девятилетнем возрасте, снимает свой первый фильм - Diplodocus at Large. На этом фантазия юного "киношника" не иссякла, фильмы пошли как из рога изобилия. За 16 лет, с 1953 по 1969 годы, Доналд снимает в общей сложности 41 фильм! Напомню, портативных видеокамер тогда ещё не было. Независимо от формата вся съёмка велась на самую настоящую киноплёнку со всем последующим процессом проявки и прочей химической обработки. Фотошопа для ретуши тоже не было. Свои фильмы Доналд подписывал кратко - Дон Глут.



Дон Глут в 1967 году

Последующая профессиональная карьера Дона Глута также была связана с кино, он стал режиссёром и сценаристом. Правда звёзд с неба не хватал, но след в истории синематографа оставил. Нашим зрителям он может быть знаком прежде всего как сценарист мультсериалов "Утиные истории" (DuckTales), "Люди Икс" (X-Men) и "Трансформеры" (The Transformers). 3 октября 2006 года Доналд Глут выпустил DVD со всеми своими "детскими" фильмами "Я был подростком-киношником" (I Was a Teenage Moviemaker), который и сейчас можно, при желании, приобрести на Амазоне ;)

Но чем же Дон Глут интересен для моего рассказа? А тем, что в 1957 году Дон снимает свой первый фильм ужасов из серии, которую позже назовёт "Классические монстры ужасов" (Classic Horror Monster) - "Франкенштейн встречает Дракулу" (Frankenstein Meets Dracula), в котором приподносит своё видение классических монстров Universal Monsters. В том же 1957 году Дон Глут снимает второй фильм из этого цикла, который называется...

Return of the Wolf Man

"Возвращение Человека-Волка"



Интересно, знает ли Доналд Глут, что именно он снял первый в истории цветной (!) художественный фильм о Вервольфе! Пусть и некоммерческий ;)
[---подробности---]
Режиссёр Доналд Ф. Глут (Donald F. Glut).
Продюссер Доналд Ф. Глут.
Автор сценария Доналд Ф. Глут.
Длительность 7,5 минут.
США.
Язык: без звукового сопровождения.
Цветной.


Сюжет:
Расхититель гробниц случайно возвращает к жизни Вампира - графа Дракулу (Count Dracula). Дракула кусает приключенца, а потом работает над улучшением слуги - монстра Франкенштейна (Frankenstein Monster), в роли которого снялся сам Дон Глут. Но приключенец тоже непрост. Оказвается он - Ларри Тэлбот (Larry Talbot), Человек-Волк. Монстр Франкенштейна был побеждён с помощью пистолета, а Вампир - осинового кола.



В роли Человека-Волка - друг и постоянный учасник аматорских проектов Дона Глута - Вэйни Моретти (Wayne Moretti)

Грим Человека-Волка максимально примитивен. Но это вполне ожидаемо.

Очень трудно оценивать эту работу. Нужно помнить, что “фильм” создавался 13-летним пацаном, “на коленке”, в домашних условиях и на “карманный бюджет”. Поэтому попытка защитана!

На IMDb без рейтинга.
На Кинопоиске такого фильма вообще нет.
Моя же оценка, с учётом всего вышесказанного, 4 из 10.

И как обычно в конце немного статистики.

После пятилетнего перерыва за четыре года, с 1954 по 1957, было снято 6 фильмов об Оборотнях: 5 чёрно-белых и 1 (Return of the Wolf Man) цветной. Все фильмы, кроме Cat Girl, сняты США. И лишь 1 в Великобритании.

Из них Оборотни в физическом обличьи присутствовали в 3 фильмах, в ментальном - в 2. И лишь в 1 (эпизод The Werewolf Story сериала The Lone Wolf) Оборотней не было вообще.

Все 3 "физические" Вервольфы были прямоходящими антропоморфами.

Из 5 фильмов, в которых присутсвовали Оборотни, 3 Зверя были порождением науки и лишь 2 - мистики и магии. Это интересная тенденция 1950-х, в последующие годы она сохранится.

Ну и последнее, из 6 фильмов, 5 - англоязычные и 1 (Return of the Wolf Man) - немой, он же единственный некоммерческий.

Далее: Вервольфы в кино. 1958-1959

Рекомендации к просмотру: несомненно The Werewolf! Также можно Cat Girl.
Антирекомендации: странно, но явных аутсайдеров за этот период не наблюдается.

США, amigoingslightlymad, Великобритания, искусство, история, оборотничество, кино

Previous post Next post
Up