А не просматривается ли тенденция?

Jan 14, 2010 21:35


Наши любительские размышления скорей всего изобретают плохонькую модель давно существующего велосипеда, и при этом мы наступаем на все грабли с предупредительными табличками, которые мы просто не можем прочитать. Но, поскольку мотивация наших наивных независимых исследований самая что ни на есть свободная - наш азарт понятен и не должен вызвать нареканий у таких же активных диллетантов, как мы.

Перечисление некоторых сравнительных категорий и процессов навело нас на мысль, что напрашивается некая тенденция, которую мы с вами попробуем ухватить за хвост. Авось пригодится!

= Браман как проявленный во времени и пространстве Парабраман;

= спиральный змей как разомкнутый во времени и пространстве круговой змей, укушающий свой хвост;

= время как включенная в действие Продолжительность;

= очевидность как уплотненная во времени и пространстве часть действительности;

= цивилизация как реализованная через исторический процесс часть культуры;

= человечество как рабочая, экспериментальная часть Иерархии Космоса;

= человек как уплотненная в материальном мире часть неограниченного человека, являющегося образом и подобием Бога;

= микрокосм как повторение макрокосма в миниатюре;

= Солнце как отражение Духовного Солнца;

= физический огонь как проявленный в материи, вызванный из пространства принцип огня;

= музыка как выведенное в определенный диапазон частот звучание Вселенной;

= художественное изображение как двухмерная проекция многомерного объекта с последующим обратным разворачиванием в сознании зрителя;

Пока остановимся. У каждого из обозначенных соотношений есть развернутое обоснование в различных духовно-информационных системах, созданных человечеством. Даже если мы согласимся с тремя из них, этого будет достаточно для того, чтобы выявить четкую закономерность, знакомую нам из философии как дихотомию феномен-ноумен. Этот велосипед мы присваивать себе не будем, а здесь заострим внимание на тенденции уплотнения и определенной организации части целого.


Еще раз П.Д. Успенский: «...на всех уровнях своего развития человек понимал, что причины видимых и доступных наблюдению явлений находятся за пределами сферы его наблюдений... Чтобы объяснить причины, необходим невидимый мир, состоящий из "духов", "идей" или "колебаний"...»

Станцы «Дзиан»: «Времени не было, оно покоилось в Бесконечных Недрах Продолжительности...» (Станцы Дзиан. «Тайная Доктрина»).

Принцип, потенция, ноумен - все это для нас всегда представляло только лишь смысловые категории, проявление которых мы наблюдали в нашем вещественном мире. Но вдумываясь в вышеперечисленные смысловые пары мы не можем не заметить в них присутствие процесса, который мы могли бы обозначить как организация материи. Тогда возникает необходимость сделать важную поправку: отделить в наших примерах материальное от нематериального. Как это сделать?

Для начала напомним себе, почему Блок перестал посещать религиозно-философские собрания: «Там говорят о Несказуемом», коротко объяснял он. Что есть Несказуемое? Здесь нам нужно обратиться к восточному подходу к познанию мира, который, как ни парадоксально, является намного менее идеалистичным, нежели западный. Для восточной философии практически не существует нематериальных категорий, за исключением того, что они вынесли за рамки возможного к пониманию. Причем сделали они это отнюдь не из-за трепетного преклонения перед Неведомым, как это делают позднейшие формы мировых религий, а вполне из прагматичных соображений не стучаться в закрытую дверь. Она закрыта не в силу несовершенства или «греховности» человека, а в силу качественного различия самого тонкого познающего аппарата и обеъкта познания. Вернее даже, они указали на то, что не является объектом, а значит не может и не должно быть познаваемо, а должно быть просто принято, как аксиома: Беспричинная Причина (Не То, Не То; сравни с Первопричиной), Бескорний Корень, Парабраман (За Браманом, Абсолютом). Для нас будет лучше прислушаться к этому совету и признать для себя границей возможного к какому-либо пониманию так называемую Мулапракрити - Корень Материи, Природы. Это можно назвать самой тонкой субстанцией (вернее ее причиной), которую способен проявить в смыслах наш разум. Все, что за Ней - пусть будет не вызывающим гордынного азарта табу, а все, что после Нее - доступно к познаванию, что бы об этом ни думали представители ортодоксальных религий.

Прошу извинить меня за необходимый и очень диллетантский экскурс в область восточной философии. Но нам это очень поможет дальше.

И сейчас - две небольшие, но очень емкие по смыслу иллюстрации сказанного, две картины Н.К. Рериха.

Картина-икона «Матерь Мира» написана Рерихом в 1937 году по указанию Духовного Учителя и с помощью видения (или, если удобнее, визуализации) Е.И. Рерих, фрагмент из описания которого мы приводим здесь в качестве подтверждения разницы в ощущениях материального и нематериального, принципа и его проявления через некий реальный процесс, потенции и ее реализации через субстанцию разной степени плотности (или разреженности).




«Ночь на 18 июля 1924 г. Видение Матери Мира. Под утро сон перешел в видение, которое я сознавала уже вне сна. Яркое утро. Стою посреди покинутых дворцов романо-готического стиля. Мое существо как бы раздвоилось. Одно я осталось стоять среди развалин, другое я, закутанное в белые тонкие одежды, стало удаляться, ступая по воздуху, уходило как бы в глубь синевы. Но вот на небе, безоблачно бирюзовом, появилось вдали яркое белое облачко, которое стало приближаться и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах. Одежды эти, переливаясь ослепительным блеском и голубым серебром в тенях, начали разворачиваться и принимать различные формы, одна как бы вытекающая из другой. Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые также быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений - в радужную спиральную звезду - Додекаэдрон, необычайной красоты и образующей почти круг на ослепительном серебряном поле. Звезда эта искрилась, вибрировала и казалась живой. На фоне ее из петли спирали вырисовывались белая чалма, митра, иконописный лик старца с белой бородой, плечо и рука в белом одеянии. Перед Ним на переднем плане с правой стороны в полуобороте - сидящая женская фигура в голубовато-лиловых тонах, более реальная, нежели Старец. Голова и лик ее накрыты плотным платом, виднелся лишь подбородок слегка телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугою. Женщина эта подняла руку - телесную, украшенную серебряными обручами, и, как бы отстраняясь от чего-то внизу, на земле, повернулась к Старцу...»

Картина «Мадонна Лаборис» (1933 год) в основе своей имеет красивую легенду и станет для нас еще одной хорошо просматривающейся криптограммой-подтверждением в своей и смысловой, и художественной форме.




«Обеспокоился Апостол Петр, ключарь Рая. Сказывает Господу: Весь день берегу врата, никого не пускаю, а на утро новые люди в Раю. И сказал Господь: «Пойдем, Петр, ночным дозором». Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь спустила за стену Рая белоснежный шарф свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Петр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: «Ш-ш! Не мешай!»

Теперь нам легче будет понять, по каким признакам мы отличим в нашем списке материальное от нематериального, сказуемое от Несказуемого. Возьмем в помощь еще одну дихотомию: бытие и существование. По этому поводу у нас в копилке есть такие примеры, как художественный диалог студента и профессора (сокращенный вариант):

«- Профессор, холод существует?
- Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?..

- На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла...Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла...

- Профессор, темнота существует?
- Конечно, существует.
- Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту...Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его...Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света...

- Сэр, зло существует?
На этот раз неуверенно, профессор ответил:
- Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру...

- Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод - слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога...Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви...

Имя студента было Альберт Эйнштейн...»

«Зло имеет существование, но не имеет бытия» («Грани Агни Йоги»).

Ну и, наконец, прекрасный в своей глубине фрагмент из романа И. Ефремова «Час Быка», который теперь, после нашего мысленного путешествия, прочитается нами более многогранно, чем при обычном знакомстве с художественным произведением:

«Что-то опять случилось с ее телом. Падение или взлет? Растягивание или сжатие? Фай Родис не могла сообразить. Исчезли все обычные чувства. Она будто бы плавала в невесомости, не ощущая ни холода, ни тепла, ни низа, ни верха, ни света, ни мрака. Потеряв все ориентиры, мозг отказался воспринимать что-либо. Однотонные мысли завертелись по кругу, догоняя одна другую в бесконечной череде повторений. Она не испытывала ни страха, ни радости, не понимала своего состояния, похожего на жизнь, уже родившуюся и еще бессмысленную, как миллиарды лет назад. Но неведомое вторглось в несущиеся по кругу мысли, разорвало их замкнутую цепь. Сознание опять раскрыло свои объятия внешнему миру. Вернувшись из небытия... Нет, это состояние нельзя было так называть. Родис была, но не существовала, или, вернее, существовала, а не была...»

Мы не возьмемся говорить о Несказуемом и не станем утверждать, что Беспричинная Причина не имеет бытия, но существование. Было бы странно, если бы мы вдруг смогли понять то, что понять невозможно. Но внутри проявленного мира (следствия Бепричинной Причины, которое оставляет Ее неизменной - помните Непорочное Зачатие?) мы можем различить две тенденции, два своеобразных вектора - качественный и количественный. Эти термины тоже будут очень условными, взятыми в контексте рассматриваемого вопроса, потому что внутри каждого из них, скорее всего наличествует свое разделение на качественный и количественный аспекты. Постараемся не запутаться и подключим ощущения: переход от потенциального к кинетическому состоянию (круговой змей - спиральный змей) будет в нашем случае относится к качественному переходу, а переход от одной степени плотности субстанции к другой (действительность - очевидность) - к количественному. Чтобы почувствовать то, что стоит за проявлением мира вообще - нам нужно нырнуть мысленно в совершенно другую качественную область - абстракции и принципа, а чтобы понять, что послужило причиной проявления именно нашего мира - нам достаточно обратиться к ближайшей по Иерархической цепи причине, то есть мы как будто останемся в той же системе качественных координат.

Нам это нужно только для того, чтобы выделить в нашем перечне соответствий пары, принадлежащие к одной системе координат, лежащие на одном векторе - Иерархической лестнице как базовом принципе организации проявленного мира. Первые три позиции - Браман, змей и время - отпадают сразу. Под вопросом будет Солнце, и огонь мы должны будем проявлять не вызовом принципа огня, а сгущением более тонкой формы огня в более плотную. Остальное все подходит для выявления нашей тенденции: очевидность, цивилизация, человечество, человек, микрокосм, музыка и художественное изображение.

Данную тенденцию мне удалось для себя конкретизировать еще двадцать лет назад, когда я активно пыталась осмыслить разницу восточного и западного мировоззрения, хорошо просматривающуюся в подходе к понятию иллюзии, Майи, а также к категориям рождения и смерти в разных традициях.

Восточный мыслитель назовет иллюзией наш реальный мир, скажет о его зыбкости и ускользании, изменчивости и ненадежности. Мир тонких субстанций мысли, эмоций и духа он назовет настоящей реальностью, дающей наиболее точную картину закономерностей мироздания. Для западного мыслителя такая точка зрения покажется наивной, и он опишет стабильность, изучаемость и удобно выявляемые закономерности как раз видимого материального мира, а тонкие миры назовет иллюзией, игрой ума и фантазии. То же самое с рождением и смертью: «войти в мир, говорим мы о родившемся ребенке, потому что мы - здесь и он приходит к нам. Но в Древнем Китае слово «войти» равнозначно было «покинуть мир», ибо основой и точкой отсчета являлось всепорождающее небытие: младенец «выходил» на короткий срок в мир цвета, звука и форм, а затем «входил» обратно в пустоту небытия, куда возвращается все сущее...» («Из книг мудрецов»).

Вот так однажды я попыталась себе представить процесс временного и почти случайного уплотнения неких взаимодействующих энергий в предметы нашего мира, которые не являются незыблемыми, вполне заменяемы другими, соответствующими этой вселенской игре-перетекании разных модификаций-потоков изначальной великой энергии жизни. Почему-то мне на ум пришел образ почтового ящика (почему именно ящик? Наверно, я тогда очень любила получать письма!) - который есть кристаллизованный в определенном секторе пространства поток энергии, временная персонификация процесса, с изменением которого изменяется и его уплотненная форма. А мы говорим - ящик сломался, проржавел, рассыпался. И мы не видим, что изменилась игра красивых соединяющихся субстанций, на какое-то мгновение сложившаяся в наш любимый ящик, хотя это мог быть и компьютер (с электронной почтой), тогда еще не существующий в пространстве советских смыслов, а могла быть книга с тем же набором нужной и приятной информации... Когда-то, в одном фантастическом фильме (название не помню) это было красиво показано в виде существа, которое принимало форму водяной волны с лицом на гребне - и лицо это менялось в зависимости от собеседника. Маски, лики, личины, куклы, гончарные вазы, скульптуры, картины, песни - мы видим, как это возникает и меняется, переделывается и застывает. Мы видим мастера и почти видим его мысль, претворяющуюся в произведение. А глядя на картину, чувствуем, как в воображении оживает пейзаж и начинает жить своей, волшебной жизнью. Но мы отбрасываем это баловство и снова видим отдельно и незыблемо шагающих людей - не связанных ни с кем и ни с чем, свободных в своих проявлениях и обусловленных только общественными отношениями и близким родством... А если бы мы на минуту поверили в тенденцию уплотнения материи, мы поняли бы, что сразу за тем, где заканчивается кожа человеческого тела, бушует, перетекает и переливается разными красками вихрь незримой пока для нас энергии, от которой зависят наши здоровье, настроение, встречи, идеи и таланты, нити которой управляют нашими мыслями, движениями, распознаванием и устремлениями. Тогда мы стали бы вглядываться в пространство за каждым предметом, каждым явлением и событием и пытаться увидеть, какого цвета, насыщенности и в каком ритме пульсирует энергия, о чем она говорит, от чего предостерегает, что обещает. Мы сознательно повели бы наступление на незримую область окружающей нас действительности, чтобы «навести резкость» и получше рассмотреть причины некоторых событий, неудач и предчувствий. Присмотревшись, мы увидели бы, какого цвета нити соединяют нас с тем или иным человеком и какой рисунок приобретает ситуация за пределами видимости наших земных, таких несовершенных глаз, которым мы доверяем не только переход улицы, но и осуждение друга, выбор спутника жизни и мировоззрение.

А потом мы увидели бы прекрасные лучи, которые связывают нас и наших близких с цветами, реками, вершинами гор и звездами. И всего лишь нужно понять какую-то настойчивую тенденцию, упорно стучащуюся в наше сознание через сказки и легенды, через стихи и музыку, через мысли и догадки. Она пульсирует в нашем виске, она ждет и улыбается, она терпелива и несгораема. И мы будем продолжать открывать ее для себя в околозримом пространстве «четвертого измерения»...

тенденция уплотнения материи, Н.К. Рерих, Иван Ефремов, четвертое измерение, Эйнштейн, П.Д. Успенский, Е.И. Рерих

Previous post Next post
Up