23 октября 1921 года на заседании Всероссийской Ассоциации Инженеров был заслушан доклад о работе П.А. Флоренского «Мнимости в геометрии». В этой работе Флоренский предлагает свою геометрическую интерпретацию комплексных и мнимых чисел. И именно за эту работу, а вернее, за последний, добавленный в 1922 году, параграф, излагающий взгляд на устройство мироздания, Флоренский был расстрелян. Интересующихся мы отсылаем, собственно, к указанному труду, а сами предпримем отвлеченное размышление на тему: «Что такое четвертое измерение».
Мы, скорее всего, риторически, а вот физик Л.М. Гиндилис вполне научно (
статья «П.А. Флоренский: мнимости в геометрии» Спб., 2009, Материалы международной научно-общественной конференции ), задаем вопрос: какая реальность стоит за мнимыми числами? Имеет ли она что-либо общее со знаменитым четвертым измерением, которое так логично обосновано П.Д. Успенским в работе «Новая модель Вселенной»?
«Мнимые числа - это прекрасное и чудесное убежище божественного духа, почти что амфибия бытия с небытием». Это проницательное утверждение принадлежит А. Лейбницу. А задача, которую в своей работе ставит Флоренский, формулируется так: «расширить область двумерных образов геометрии так, чтобы в систему пространственных представлений вошли и мнимые образы».
Все, кто знаком с данным трудом П.А. Флоренского, знают, что решение этой задачи приводит автора к неожиданным выводам об истинности геоцентрической системы Птолемея и о возможности обоснования реального существования Эмпирея - области, где перестает работать общая теория относительности и начинается «небо».
Давайте предпримем собственное мысленное расследование и попробуем включить в нашу мысленную модель четвертое измерение. Зачем нам это необходимо? Для того, чтобы понять ту реальность, в пространство которой расширяются границы нашего сознания, и в пространстве которой лежат некоторые невидимые для нас причины видимых и малопонятных следствий - а именно современного состояния мира и сознания.
Из древних, доисторических времен дошел до нас загадочный символ змеи, кусающей собственный хвост. Теософия дает следующее объяснение данному символу: «Змея, заглатывающая собственный хвост, является символом вечности, потому что ее тело при этом не имеет ни начала, ни конца. Голова и хвост представляют положительный и отрицательный полюсы космической жизненной цепи...» (Менли Холл).
Однако, не менее распространено мнение, что змея на самом деле промахивается мимо своего хвоста, представляя из себя тем самым спираль, то есть круг, разомкнутый во времени и пространстве - символ эволюции. Подтверждение этому мы находим в многочисленных изображениях змеи, обвивающей фигуры богов, жезлы, сосуды, деревья и пр.
В свете нашего размышления мы можем сказать, что змея и глотает и не глотает свой хвост одновременно. Та же странная двойственность встречается в символике Непорочного Зачатия («...Он всегда рождается во время зимнего солнцестояния, после самого короткого дня в году, в полночь 24 декабря, когда знак Девы поднимается над горизонтом, являясь в момент, когда появляется этот знак. Он всегда рождаетсяя от девы, которая остается девой и после того, как даст жизнь Младенцу - Солнцу, совершенно так же, как и небесная Дева остается непорочной после того, как солнце появится на небесах...» А. Безант), в противоположении понятий Парабраман и Браман, а также в самом трудно воспринимаемом утверждении некоторых философских систем, что наше Солнце есть только отражение центрального, Духовного Солнца.
Из всего этого мы должны сейчас запомнить для дальнейшего построения нашей модели, что за любым явлением внешнего мира стоит аналогичное явление, не требующее (а вернее будет сказать, не позволяющее) учитывать факторы времени и пространства в принятом для современного мышления виде. Так змея в смысле принципа вечности будет замкнута, а в движении (проявленности) - разомкнута. То есть, происходит смещение во времени и пространстве, дробление, дискретность, дифференциальность, фрактальность. Возникают числа, системы, вектор движения, разбегание и удаление частей, усложнение связей и взаимодействий. Исчезает целостность самого мира, а вернее его восприятия нашим сознанием. Таков наш мир, таково наше сознание. Таково следствие того, что Акелла... змея промахнулась. Но ведь при этом она и не промахивалась?
В далекие семидесятые годы по рукам ходила перепечатка якобы послания от Внеземной Цивилизации, в которой было много всевозможных сведений и в том числе указание на то, что логика землян отличается от логики представителей данной цивилизации тем, что он дискретна. Я читала этот документ будучи школьницей, не имеющей представление о том, что такое дискретная и недискретная логика, но почему-то на всю жизнь запомнила именно это сведение. Возможно, это был некий ментальный вирус, успешно внедренный в мое сознание, но с тех пор я пытаюсь понять, что это такое и каков может быть мир с недискретной логикой.
Уже сейчас у меня позади серьезное знакомство и изучение таких источников как Теософия, Живая Этика, обзор древних Мистерий, эзотерическое Христианство, восточные философские системы, русский Космизм и др. Но целостная картина мира, в которой не было бы необходимости учитывать фактор времени, до конца так и не сложилась. Одно я смогла понять точно: в нее необходимо ввести значение четвертого измерения, то есть выйти за рамки видимого мира. Потому что многие связи проявлены в нашей реальности только частично, а некоторые вообще не находятся в поле зрения нашего сознания.
(«Очевидность порождает миф, это скатерть, наброшенная на подлинный мир. Покрывало майи, внешние изгибы, якобы не связанные один с другим» Н. Смирнов)
И искать недостающие звенья этой картины приходится в очень разных областях: в религиях, мифологии, фундаментальных науках, странных гипотезах, а некоторые и просто придумывать. Часто какие-то звенья только кажутся подходящими и надолго задерживают построение модели. Части этой мозаики разбросаны по истории нашей цивилизации, как части тела разорванного Озириса, которые Изида собирала, чтобы воскресить его (чтобы система или модель заработала, скажем мы сейчас).
По ходу поиска мне удалось понять одну очень важную вещь: часто, когда человек говорит: «Это другое!», правильнее было бы сказать: «Это непонятная мне форма выражения чего-либо». Потому что «другого» не существует. Любое разобщение - это принятие ответственности за определенный сектор, накопление, совершенствование и потом возвращение этого сектора в общее целое. «Время разбрасывать камни и время собирать камни». Приходит время, когда помимо ответственности за совершенствование своей области восприятия объективного мира, человек должен озаботиться созданием так называемых тезаурусов (хороший пример необходимости создания тезаурусов в общении разных космических цивилизаций дан А.Д. Пановым в статье «
Системный кризис цивилизации как сингулярность истории...» ), то есть словарей различных смысловых связей и соотнесений понятий из разных систем.
Но вернемся к нашему четвертому измерению. Совершенно точно мы можем понять только то, что понять это понятие мы не можем (не удержалась от игры слов). Здесь я могу только сдегка приоткрыть путь, которым лично я следую в попытке понять (смоделировать для себя) это дополнительное измерение. Классика жанра - П.Д. Успенский «Новая модель Вселенной»
(глава «Четвертое измерение»).
Цитата:
«...Идея причин всегда связана с невидимым миром. В невидимом мире религиозных систем невидимые силы управляют людьми и видимыми явлениями. В невидимом мире науки причины видимых явлений проистекают из невидимого мира малых величин и "колебаний". В философских системах феномен есть лишь наше понятие о ноумене, т.е. иллюзия, истинная причина которой остается для нас скрытой и недоступной.
Таким образом, на всех уровнях своего развития человек понимал, что причины видимых и доступных наблюдению явлений находятся за пределами сферы его наблюдений. Он обнаружил, что среди доступных наблюдению явлений некоторые факты можно рассматривать как причины других фактов; но эти выводы были недостаточны для понимания всего, что случается с ним и вокруг него. Чтобы объяснить причины, необходим невидимый мир, состоящий из "духов", "идей" или "колебаний"...»
И еще:
«Две главные функции, жизнь и мысль человека, лежат в области неизмеримого...
Сначала человек считает невидимое - чудесным и сверхъестественным. Постепенно, с эволюцией знания, идея чудесного становится все менее и менее необходимой...
Если четвертое измерение существует, то возможно одно из двух: или мы обладаем четвертым измерением, т.е. являемся четырехмерными существами, или мы обладаем только тремя измерениями, и в таком случае не существуем вовсе...
Мы видим не тела, а одни поверхности, стороны и линии. Мы никогда не видим куба, только небольшую его часть, никогда не воспринимаем его со всех сторон сразу.
Из четвертого измерения, вероятно, можно видеть куб со всех сторон сразу и изнутри, как будто из центра...
Зрение в четвертом измерении не должно быть связано с глазами. Мы знаем пределы зрения глазами; знаем, что человеческому глазу никогда не достичь совершенства микроскопа или телескопа. Однако эти инструменты, умножая силу зрения, ничуть не приближают нас к четвертому измерению. Из этого можно заключить, что зрение в четвертом измерении - какое-то иное по сравнению с обычным зрением...»
И наконец:
«С не меньшим основанием можно сказать, что мы сами - четырехмерные существа и обращены к третьему измерению только одной своей стороной, т.е. лишь небольшой частью своего существа. Только эта часть живет в трех измерениях, и мы сознаем только эту часть. Большая же часть нашего существа живет в четырех измерениях, но эту большую часть мы не сознаем. Или еще правильнее сказать, что мы живем в четырехмерном мире, но сознаем себя в трехмерном...»
Для того, чтобы у нас не создалось впечатление, что Успенский предпринимает просто философский поиск, я рекомендую всем заинтересовавшимся прочесть полностью
эту главу, так как в ней есть совершенно ошеломляющие находки. И очень важно то, что автор никак не облегчает себе задачу, подменяя поиск возможного направления простой констатацией, что четвертое измерение - это мир духов, потусторонний мир.
«С обычной точки зрения "астральную сферу" можно определить как субъективный мир, проецируемый вовне и принимаемый за объективный мир. Если бы кому-нибудь действительно удалось доказать объективное существование даже части того, что называется "астралом", это и было бы миром четвертого измерения...»
И еще в списке моих проводников, конечно, занимает почетное место та работа П. Флоренского, с которой мы начали наше путешествие. Начали, но отнюдь не закончили.
Продолжение следует...