Смирение - значит быть с миром или быть распятым миром?

Dec 07, 2009 22:24




Н.К. Рерих "Христос" 1933г.

«Мне кажется, что смирение - это знание плюс к чувствованию. Когда ты точно знаешь, против чего бунтуешь, перед чем не хочешь смириться - проблема уходит. Мы ведь очень боимся за свою гордость, потому что выбрали какой-то слезливый и слабоумный вариант трактовки смирения. А ведь по-настоящему смиренный человек - это всегда очень красиво, и это большая сила. Мы с нашей гордыней и суетой, как мне кажется, намного слезливее, чем человек, который гордится миром и собой в нем, гордится участием в этом оркестре и не лезет на место дирижера, потому что любит играть на скрипке. И он точно знает, что без его скрипки - кстати самой красивой из всего оркестра, ну пусть даже только для него и для Дирижера - симфония не будет сверкать так, как ее задумал Композитор...


Счастье быть самым лучшим и при этом не тяготиться, когда не все это видят - это спокойствие, а значит шаг к смирению (смирение - значит быть с миром?)» Из одного комментария.

Мир-миро-мирра-мираж-Мириам-мера-Меру-море-Мория- Мария-Майя-Мара-марево... Сколько тончайших смысловых переливов и оттенков внутри семантического пространства таинственной литеры М.

Смирна-смирение-смерть-сумерки... Есть связь или нет связи?

Смирение - это далекая цель. К ней должны вести несколько этапов со своими просматриваемыми целями. Одна из таких вех - это этап доверия к судьбе. Безусловно, здесь имеется ввиду не пассивный фатализм, а доверие к себе внутреннему, видящему причинно-следственные связи и могущему адекватно оценить ситуацию и принять решение. То, что мы в данном случае называем судьбой, есть некий талантливый гроссмейстер, который не только хорошо играет в шахматы, но и имеет спокойную и компетентную связь в базой данных. И самое ценное качество этого гроссмейстера - это умение точно понять, когда ему хватает собственных знаний, а когда необходимо обратиться за помощью в вышестоящие инстанции. Он не отягощен злом в виде страха по неведению. Он по-хорошему бесстрастен и поэтому способен правильно распределить вопросы и распорядиться ответами.

Для кого-то такой метод покажется слишком сухим и прогматичным. Не могу не сказать, что он легко переводится на любой философский, этический, религиозный, творческий и пр. языки. Но главная суть должна оставаться незыблемой: ответственность за принятие решений должен нести тот, кто спокоен, компетентен и беспристрастен. И это, скорее всего, не есть человек в его нынешнем состоянии (при любом количестве исключений), а значит во многих вопросах мы должны просто суметь делегировать эту ответственность тому, кому мы доверяем и кого можем себе достаточно персонифицированно представить.

Для кого-то это сразу, ни меньше - ни больше, чем Бог.
Ну, дай Бог:)

Для кого-то это Ангел-Хранитель, Учитель, Наставник. Для кого-то свое внутреннее Я или пространственные Защитники, стихии, домовые или души ушедших в иной мир. Wellcome! Все, что угодно. Лишь бы сделать это искренне (а не передать от себя себе любимому и единственному, который и сделать не может, и поругать его не получится) и понять, на каком языке обратиться, чтобы правильно изложить проблему.

Если Богу, то можно не излагать. Там считывается самое глубинное и происходит все по закону соответствия, то есть, к сожалению для этой категории людей, без участия Самого. Но адресовать имеем право. Если инстанция пониже - тогда нужно оформлять правильно. Иерархии - по факту осознания проблемы, пространству - по степени концентрации мысли, своему внутреннему Я - по честности перед самим собой. Скорей всего, все это в любом случае сходится в одной инстанции, но причитающийся нам выбор всегда есть и всегда за нами.

Труднее всего, наверно, с гордостью. Как же это я, венец и все такое - и вдруг подчиниться какой-то предопределенности! Долог путь к мудрости, которая одна только и может понять, что следовать Божественным Законам совсем не так унизительно, как быть управляемым лунным автоматизмом, в котором мы вольны себе не признаться, но от которого, тем не менее, никуда деться не можем. Разве только перейти под солнечную юрисдикцию. А поскольку Солнце у нас заведует сознанием - приходится разбираться с глубинными залежами всевозможных программ: от атавистических подсознательных до современных эгрегорных. Любая форма в любой упаковке.

Пока не встанешь с ними лицом к лицу - из колеи не выйти. И вот тянутся от каждого из нас разноцветные шланги, по которым бежит энергия наших реакций в ответ на тонкие и высокотехнологичные раздражители. Все четко распределено и класифицировано. Свобода выбора инстанций неограничена. Что угодно, только не оригинальное, самостоятельное мышление. Оно невозможно, накладно, опасно... Будь с миром, смирись, мирись... Будь с нами, будь с нами, будь снами...

«Очередь людей на снос...»

Неожиданно ударивший в глаза луч Солнца выводит человека из оцепенения. «Куда я иду? - спрашивает пробудившийся и увидевший цель гигантской очереди, - Господи, зачем? Я не хочу на снос! Помоги! Что я должен сделать? Смириться? Конечно! Я готов!! Только не надо на снос...»

Какое-то время он ходит, притихший, спокойный, и размышляет, и радуется своему смирению. Но вот первый плевок, упрек, камень - летит в него, брошенный близким человеком, кому отдано столько сил и тепла сердца. Он молча принимает этот удар, потом еще, еще...

За что, Господи? - спрашивает человек и поднимает к небу глаза, полные слез... По всему небосводу распластан человек: север-юг, запад-восток, лето-зима, весна-осень, день-ночь, утро-вечер, всегда-никогда, вчера-завтра, верх-низ, лево-право, лоб-пуп, плечо-плечо... Стоп!!! Что это?! Я схожу с ума, люди, помогите...



С.Н. Рерих "Распятое человечество" 1939-42гг.

Его распинали в Египте, Персии, Вавилоне, Ассирии, Греции, Сирии, Фригии, Палестине - Его снова и снова прибивали к кресту, останавливая Его стремительное движение и заставляя Его Руки обнимать весь мир, Его терзали и истязали, ожидая, что Он нарушит Свое смирение (распятие) и сойдет, гневный, с креста, карая и восхищая толпу...

«...Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, - эти силы: чудо, тайна и авторитет. Ты отверг и то, и другое, и третье и Сам подал пример тому. Когда страшный и премудрый дух поставил Тебя на вершине храма и сказал Тебе: "Если хочешь узнать, Сын ли Ты Божий, то верзись вниз, ибо сказано про того, что ангелы подхватят и понесут Его, и не упадет и не расшибется, и узнаешь тогда, Сын ли Ты Божий, и докажешь тогда, какова вера Твоя в Отца Твоего", но Ты, выслушав, отверг предложение и не поддался и не бросился вниз.

О, конечно, Ты поступил тут гордо и великолепно, как Бог, но люди-то, но слабое бунтующее племя это - они-то боги ли? О, Ты понял тогда, что, сделав лишь шаг, лишь движение броситься вниз. Ты тотчас бы и искусил Господа, и веру в Него всю потерял, и разбился бы о землю, которую спасать пришел, и возрадовался бы умный дух, искушавший Тебя. Но, повторяю, много ли таких, как Ты? И неужели Ты в самом деле мог допустить хоть минуту, что и людям будет под силу подобное искушение?.. Ты не сошел с креста, когда кричали Тебе, издеваясь и дразня Тебя: "Сойди с креста и уверуем, что это Ты". Ты не сошел потому, что опять-таки не захотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз навсегда его ужаснувшим.

Но и тут Ты судил о людях слишком высоко... Повторяю Тебе, завтра же Ты увидишь это послушное стадо, которое по первому мановению моему бросится подгребать горячие угли к костру Твоему, на котором сожгу Тебя за то, что пришел нам мешать. Ибо если был кто всех более заслужил наш костер, то это Ты. Завтра сожгу Тебя.Dixi».
Ф.М. Достоевский «Великий Инквизитор».

Не оттого ли мы так горды и несмиренны, что где-то в самой глубине сердца знаем и помним, что в какое бы время мы ни жили - у нас всегда была и остается великая возможность распять Бога... Как больно было бы нам, гордым, если бы мы поняли, что зря продали свою душу! Что распятие Его - это Его Воля, Его Выбор! И это Он, таинственный Солнечный Бог, всегда рождается в день зимнего солнцестояния, побеждая холод и смерть, начиная путь к своей славе - и всегда бывает распят в день весеннего равноденствия, простирая Свои Руки с Запада на Восток (Он собственной Волей ограничивает Себя, заключая в Материю, и «...это самоограничение есть акт жертвоприношения, добровольное самопожертвование любви ради того, чтобы другие жизни могли возникнуть от Него. Этот акт рассматривался как смерть, ибо по сравнению с невообразимой жизнью Бога в Себе подобное ее втеснение в материю может воистину назваться смертью. Оно рассматривалось как распятие в материи и изображалось как таковое; отсюда истинное происхождение Креста...» А. Безант «Эзотерическое Христианство»)

Потому так сложно дается нам смирение, что за этим словом, символом - беспредельная глубина и величие, знание и воля, радость и Любовь, и что за этой Любовью - смерть и победа над ней, и не иначе.

«... Исследуя символизм Латинского креста, вернее, распятия, исследователи ожидали, что в глубине веков эмблема окажется без распятого Человека и останется лишь один первоначальный крест. А между тем случилось как раз обратное: они были поражены, увидев, что под конец крест исчез и сохранилась лишь человеческая фигура с распростертыми руками. Но в ней не было и тени скорби или страдания, хотя она все же являет собою жертву; скорее, она выражала чистейшую радость, радость свободной отдачи себя. Это - символ Божественного Человека, стоящего в мировом пространстве с руками, простертыми для благословения, дающего свои дары всему человечеству, свободно изливающего Свою Жизнь во всех направлениях, сходящего в это "плотное море" материи, чтобы быть связанным, плененным, заключенным в его границы, дабы благодаря этому схождению мы могли получить бытие...»




Безант, Достоевский, Рерих, размышления

Previous post Next post
Up