Музей воды. Из этого безобидного и, на первый взгляд, совершенно не относящегося к моему путешествию словосочетания, вытекают неожиданно глубокие размышления...
В просторечье этот музей называется менее поэтично - музей водоканала, или, если еще точнее, водонапорной башни, что на Шпалерной, 56. Интереснейший музей и сама история возникновения и развития водопровода и канализации в Санкт-Петербурге (эта тема была обстоятельно изложена Иваном в нашем путешествии по блестящему Петербургу, что я тогда посчитала просто нюансом). Но к какой же грани моего паломничества это имеет отношение? Когда я разыскивала этот музей, меня интересовал один конкретный факт из биографии моего далекого родственника. Не найдя никаких сведений и возвращаясь из музея по солнечным улицам Питера, я была уверена, что все это абсолютная случайность. Но уже к вечеру этого дня вся мозаика размышлений и фактов сложилась в моем сознании, и я поняла, что это был то самое знаменитое путешествие к самой себе.
В нашей семье есть предание, может быть даже легенда, которую мне рассказывала моя бабушка, Вероника Доминиковна Роккен (она часто будет незримо присутствовать во многих моих рассказах, как присутствует в моей жизни).
Мой прадед (правда ее отчим, но отец ее сестер и братьев, дети и внуки которых до сих пор живут в Питере), Емельян Егоров, в годы революции работал дежурным на одной из водопроводных станций и однажды помог предотвратить крупную диверсию, заметив необычный баллон, который был подставлен к баллонам с хлором (?) и оказался наполнен какой-то биологической заразой. Говорили, что он за это был даже представлен к какой-то награде, и об этом будто бы писали в газетах.
Я слышала эту историю не один раз и реагировала на нее спокойно. Не то, чтобы я в нее не верила, но мне это казалось не более, чем интересным фактом, подобным миллионам из того времени. Почему это вдруг так заинтересовало меня сейчас? Варианты: старею, становлюсь сентиментальной, модно восстанавливать родовые истории, навеяно пребыванием в Питере, случайно упомянула в разговоре с Иваном, который меня направил в музей воды и т.п. Я перейду сразу к выводу, который теперь мне совершенно ясен. Помните, как я рассказывала о своих поисках старых уголков в разных городах? Путешествуя по России и по ее истории, я считывала со старых зданий, фотографий, рассказов культурную информацию (энергию), собирая ее по крупицам и формируя свою картину. И вдруг я поняла , что такая информация есть в биографии моей собственной семьи, а я, практически, не обращала на нее внимания.
В конце 19 века история нашего рода из Прибалтики приходит в Санкт-Петербург. Затем в военные годы одну из наших ветвей жизнь уводит через Дальний восток на Украину, а потом в Туркмению и в Вятку. Я всегда принимала это с доверием к судьбе и не роптала. Но для того, чтобы спокойно «жить и творить» в Вятке вместо Петербурга - в таком человеке, как я, необходимо было включить механизм, аналогичный запрету для высокоорганизованной биологической жизни возврата в водную среду (не ее ли для нас заменил незаменимый уже, в свою очередь, водопровод?). И вот я вычислила этот механизм в своей душе, и в нее прорвалась боль...
Мой ближайший род, в том или ином составе, прошел вместе с этим городом революцию, репрессии, блокаду, культурный и застойный советский период, перестройку и нынешний хаос. Номинально я в этом составе не числилась, но как представитель рода ( в жизни никогда до этого момента не чувствовала своей родовой принадлежности!) я, видимо, все это проходила вместе со своими близкими. А как человек, чуткий к истории вообще (мой низкий поклон Рериху!), я так и не научилась «просто и счастливо жить» в этой нелепой и величественной стране.
Теперь предстоит разобраться с вопросом, стоило ли мне допускать осознание всего этого, сделает ли это меня сильнее или «расстворит в кислоте» саможаления?
Путник-друг! Будь осторожен при посещении музеев. Проверь готовность твоей души измениться и наличие в ней предметов первой необходимости в условиях суровой реальности. Уточни ощущение Руки Учителя в своей руке и спокойной улыбки на твоем лице - и тогда в путь, по стрелочке с надписью «Начало осмотра». Самостоятельно. Экскурсовод не оплачен.