«Повелитель спросил мудреца: "Как увидеть гнездо измены и оплот верности?"
Мудрец показал на толпу разодетых всадников и сказал: "Гнездо измены".
После указал на одинокого путника и сказал: "Оплот верности, ибо одиночеству ничто не изменит".
И с того дня Повелитель окружился верностью».
«Криптограммы Востока»
Об одиночестве мне известно давно. По тому, как я старательно избегала его, можно было судить о моей неготовности к осознанному пути духа, потому что этап необходимого одиночества говорит о многом. А мне все казалось, что я проскочу. Ну не то, чтобы нарушу закон, но как-то справлюсь и совмещу. Наивность это или малодушие - не знаю. Но, как ни парадоксально, при серьезной внутренней работе, я очень долго пыталась избежать одиночества. Может быть именно потому, что хорошо понимала, насколько это трудно и неизбежно.
Вот одна из достаточных для описания глубины вопроса цитат:
«Прошу признания явлений противных. Это - как знак мощи растущей. Один за всех и один против всех - в этом твоя сила. Точно так же, как Учитель - один Пришел, один Ушел, оставленный всеми. Великое одиночество - путь сильного духа. Они извиваются в пароксизме личных переживаний, но горечь, холод и силу одиночества вкусивший ими становится неуязвимым. Кровью сердца запечатлевается путь Великого духа. Надо через страдания пройти и горечь утраты всего, хотя бы под знаком, и духом не пасть в отчаянии одиноком, и не только не пасть, но силу в этом найти устоять до конца, чтобы все вновь вернулось сторицей. Волнами двигается жизнь. Чередуются взлеты и пралайи сознания. И после взлета наступает момент, когда душа скорбит и дух вопиет: «Вскую
1 оставил меня, Владыка?», и через это надо пройти. Оставить все, и быть оставленным всеми, чтобы вновь все обрести. Все приходит, и все уходит, но дух пребывает вовеки. Так учитесь, имея все и владея всем, ничего не считать своим. И оставив все, и все потеряв, себя вдруг увидеть нашедшим. Но уже Сказано: «Не собирайте себе сокровищ на Земле, ибо сокровища в духе». Лишившегося всего Почитаем нашедшим, а имеющего все - нищим. Не бойтесь утраты. В природе нет пустоты. Потеря в одном означает нахождение в другом. Закон равновесия действует мощно. Но не Дадим духу поникнуть, ибо не тьма впереди». «Грани Агни Йоги», 1957 год, п. 36.
Трудно, а может быть и не нужно, описывать смысл этого периода одинокого пути. Каждому это должно быть понятно по-своему. Здесь я хочу описать, раз уж я вообще взялась об этом говорить, мою попытку понять необходимость самодостаточности и независимости человека на определенном этапе развития - качеств, не развивающихся и, что самое главное, не проверяющихся до конца без этого периода. До тех пор, пока в твоем распоряжении есть хотя бы один костыль в виде поддержки, понимания, помощи, оправдания, сочувствия, прощения и защиты - ты будешь на него опираться: вольно или невольно. Пока ты ищешь дорогу к Перевалу - все это работает на тебя. Когда ты подходишь к Перевалу - это становится задержкой и помехой, убежищем для оставшихся слабостей.
Так вот, то самое первое открытие моего путешествия на встречу с собой, гласит: у меня лишний багаж - воздушный шар не взлетит, или точнее будет сказать, упадет?..
Еще раз (уже третий в этом журнале) Бэлла Ахмадулина:
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
1959
1 Вскую - (церковн.) почто